Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бизнес-образование расширяет границы

[11:24 21 июня 2010 года ] [ Дело, №101, 21 июня 2010 ]

Исторически термин “корпоративное образование” сформировался под влиянием практик корпораций США в начале ХХ века.

Одним из самых ярких примеров таких практик является институт General Motors, созданный в 1927 году. Постепенно в мире сформировался тренд создания так называемых “корпоративных университетов”. Такие университеты появились в компаниях McDonald's, Motorola, IBM, GE, Siemens и т.д. Но до сих пор нет четкого определения, что такое корпоративное образование и какие формы оно имеет. И причина тому — многообразие моделей реализации. Ведь каждая компания выстраивает свою модель, учитывая собственную специфику и потребности.

Три группы успешных практиков

Осознав необходимость постоянного развития своего персонала, практически все компании исследуют и изучают уже имеющуюся практику, прежде всего, зарубежную. И тут особо хочу подчеркнуть, что при этом процессе компании иногда совершают ошибки в виде принятия неэффективных решений. Здесь в наиболее выигрышном положении оказываются большие международные корпорации, уже давно имеющие отработанные технологии, стандарты и процедуры, а главное, соответствующие знания и технологии обучения.

В Украине можно условно выделить три группы лидеров корпоративного образования. В первую группу входят международные компании, которые являются в мире лидерами в сфере корпоративного образования. Это “Эрнст энд Янг”, “Сименс”, “Майкрософт”, “СанИнБев Украина”, ОТР Bank, “Хенкель”, “Метро Кэш энд Керри Украина” и т.д. Во вторую группу входят большие украинские компании, имеющие экспортно-ориентированный и системно управляемый бизнес. Они создают собственные модели корпоративного образования благодаря наличию финансовых ресурсов, значительному “внутреннему рынку” обучения и развития, а также специфического отраслевого дефицита высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Причем их решения зачастую являются более эффективными и инновационными, чем в первой группе. И происходит это потому, что они используют лучшие мировые практики, учитывают управленческую и отраслевую специфику страны, а также используют фактор “экономии на масштабах”. Это такие компании, как ДТЭК, “Метинвест”, “Интерпайп” и др.

Третья группа — представители большого и среднего бизнеса Украины, имеющего свою стратегию развития. Собственники этих компаний осознали, что ценность их бизнеса определяется прежде всего тем, что они имеют возможность реализовать стратегию благодаря растущим компетенциям сотрудников и наличию соответствующей системы, которая поддерживает развитие человеческого капитала компании. Они используют одновременно и собственную инфраструктуру обучения, и партнерство с внешними провайдерами бизнес-образования, как правило, с ведущими бизнес-школами Украины. В эту группу входят “МТС”, “Киевстар”, “Астелит”, “Астарта-Киев”, “Оранта”, др.

Чему учить самим, а что отдать на аутсорсинг?

В Украине исторически сложилось представление, что образование как людям, так и предприятиям должно бесплатно предоставляться государством. Да и люди все еще воспринимаются как “трудовой ресурс”, затраты на который и так непосильно велики, следовательно, нуждаются в постоянной оптимизации. Особенно это проявилось во время кризиса. Он наиболее болезненно сказался на компаниях, которые я отношу к четвертой группе. То есть те, что свернули проекты обучения персонала.

В рыночной системе необходимы разнообразные формы и методы обучения. Корпоративное образование — это одна из форм, которая доказала свою эффективность. Оно выполняет функцию, которую не может эффективно выполнить ни фундаментальное, ни прикладное, ни бизнес-образование.

Но при этом корпоративное образование имеет свои границы эффективности. Ведь это “закрытая” система. Ее эффективность ограничена уровнем компетенции и интересов работающих “внутри системы” сотрудников.

Поэтому наиболее эффективным решением, к которому прибегает большинство системно управляемых компаний, является использование как внутренней системы корпоративного обучения, так и партнерского сотрудничества с одной или несколькими бизнес-школами. Большинство компаний четко поддерживают структуру собственного обучения в четырех основных направлениях: обучение возможных кандидатов на работу и адаптация нового персонала (работа со студентами ПТУ и профильных вузов, практика, стажировки, наставничество, коучинг), обучение продуктам, обучение продажам и обучение линейного менеджмента с учетом специфики применяемых технологий. Все, что связано с развитием знаний для решения проблем компаний в области управленческих функций, подготовки руководящего резерва и топ-менеджмента, они отдают на аутсорсинг бизнес-школами. Именно такая практика постоянного сотрудничества позволяет наиболее эффективно и инновационно решать как текущие, так и стратегические задачи развития конкурентоспособности украинского бизнеса.

Владимир ЗАБОЛОТНЫЙ,  президент Международного Института Бизнеса

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.