Проблемы с тендерами у страховщиков возникают почти со всеми госкомпаниями.
“Экономическая правда” выясняла, какие госпредприятия используют “схемы” при выборе страховщиков, и можно ли “сломать” устоявшуюся практику.
От схем перевозчика избавит закон
“Укрзалізниця” второй раз в 2016 году перенесла тендер по страхованию пассажиров от несчастного случая на железнодорожном транспорте.
Действие договоров со страховщиками закончилось 31 декабря 2015 года, но компания решила продлить их: сначала — до марта, а теперь — до 1 июня.
В первом случае в пресс-службе перевозчика объяснили перенос тендера среди страховщиков созданием отдельной структуры для отбора страховых компаний, а во втором — желанием подойти к вопросу стратегически.
“Приказом от 19 февраля 2016 года создана комиссия по вопросам стратегии страховой деятельности на железнодорожном транспорте, целью которой является определение стратегии страховой деятельности, порядок ее реализации и избрание страховых компаний для сотрудничества”, — сообщили в УЗ.
Тем временем пассажиров продолжают страховать победители тендера-2014: компании “Брокбизнес”, “Доминанта”, “Интер-полис” и “Раритет”.
К слову, одна из них — “Интер-полис” — принадлежит “Укрзалізниці”, а остальные являются страховщиками пассажиров УЗ много лет. Особенно — фирма “Раритет”, которую связывают с семьей экс-министра здравоохранения Раисы Богатыревой.
Это не значит, что сотни других страховщиков не хотят быть партнерами “Укрзализниці”. Объемы страховых сборов с пассажиров железной дороги хоть и упали в 2015 году до 10,5 млн грн с 60,3 млн грн в 2014 году, но выплаты здесь по-прежнему очень низкие: 0,3 млн грн в 2015 году.
Хотя страховщики официально отчислили за год в фонд превентивных мер “Укрзалізниці” 7,3 млн грн, сами они заработали на пассажирах почти 3 млн грн. Это если им не пришлось делить эти деньги с кем-нибудь в “Укрзалізниці”, в чем эксперты страхового рынка очень сомневаются.
По словам председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, раньше все компании, которые страховали пассажиров железнодорожного транспорта, до 96% полученных платежей отдавали “Укрзалізниці”. Причем 50% — официально, согласно постановлению КМУ №959, и еще почти столько же — в виде “откатов”.
“Не исключено, что УЗ и сейчас пытается сохранить прежние схемы, которые работали в ущерб десяткам миллионов пассажиров”, — считает Черняховский. Решить эту проблему, по мнению эксперта, можно: не заставлять пассажиров покупать страховки, а страховать ответственность перевозчика.
Соответствующий законопроект уже разработало Министерство инфраструктуры. Документ зарегистрировали в Верховной Раде 28 декабря 2015 года. Страховщики надеются, что его примут еще в 2016 году.
Эхо скандала с “Украиной”
Проблемы с тендерами у страховщиков возникают не только с одним госпредприятием — почти со всеми. Большинство госструктур проводят по страхованию такие тендеры, в которых “дочки” международных страховых групп предпочитают вообще не участвовать, чтобы не навредить имиджу.
“Мы в тендерах госструктур давно не участвуем и пока не планируем”, — признался первый вице-президент “АХА страхование” Андрей Перетяжко. Хотя, по его словам, в последнее время появляются и приятные исключения.
Например, НБУ в начале 2016 года объявил тендер по медицинскому страхованию сотрудников, но признал его несостоявшимся: из семи участников только один предложил такие условия, которые отвечали техническому заданию.
Чтобы разобраться в вопросе, Нацбанк отложил проведение тендера, собрав перед этим 15 крупнейших участников рынка для консультации.
“В рамках встречи обсуждались причины, которые привели к признанию тендера несостоявшимся, вопрос соответствия документации требованиям действующего законодательства и специфику программы добровольного медицинского страхования НБУ”, — сообщили в пресс-службе регулятора.
Желание разобраться в вопросе, чтобы купить реальную страховую защиту, у руководителей госпредприятий пока возникает крайне редко. По словам гендиректора компании “ДИМ страхование” Романа Маленко, в проведении тендеров госпредприятий среди страховщиков почти ничего не изменилось.
“Заказчики стараются выбрать самое дешевое предложение и не особенно смотрят на условия получения страхового возмещения”, — говорит он.
По его словам, яркий пример такого подхода — прошлогодний скандал с компанией “Украина”, которую выбрали страховать киевскую патрульную полицию уже после того, как у страховщика забрали лицензии на страхование и выгнали из МТСБУ.
В полиции оправдываются: на момент передачи им автомобилей часть из них уже была застрахована в “Украине”. “Договор заключало МВД, поэтому информация о процедуре заключения договора с этой страховой компанией у нас отсутствует”, — сообщил начальник департамента патрульной полиции Евгений Жуков.
Пресс-служба МВД запросы по данному поводу пересылает Нацполиции. Между тем киевские патрульные продолжают ездить по улицам города со страховками “Украины” — договор с этой компанией действует до 24 июня 2016 года.
Сколько бюджетных средств было впустую потрачено на страхование патрульных “Украиной”, точно неизвестно. Говорят, что около 300 тыс грн.
По данным Жукова, автогражданскую ответственность украинских патрульных страхуют еще две компании: “Арсенал страхование” и “Провидна”. Договоры с ними были заключены без тендера, поскольку их сумма не превышала пределов, установленных законом о государственных закупках.
ОСАГО за “три копейки”
Если бы “Украина” не обанкротилась, никто бы и не узнал, что выбирали страховщика кое-как, с учетом, скорее всего, самой низкой цены предложения.
“Победители тендеров госпредприятий предлагают такие скидки, что становится страшно. Если произойдет страховое событие, и понадобится возмещение, то по таким тарифам согласится платить не каждый страховщик”, — говорит директор по развитию региональной сети компании “Альфа гарант” Олег Садомцев.
Один из последних примеров — тендер по ОСАГО для парка из десяти транспортных средств госкомбината “Прогресс”. Он проводился в начале 2016 года, в нем принимало участие около 20 страховщиков.
Стартовая цена по страхованию автопарка комбината была на уровне 21-22 тыс грн, но победила компания “Альфа страхование”, снизив цену до 6,9 тыс грн.
Средняя выплата по рынку ОСАГО в 2015 году составляла около 13 тыс грн, то есть даже одно небольшое страховое событие может стоить компании вдвое дороже, чем полученный ею платеж.
Финальные предложения на тендере по ОСАГО для десяти автомобилей комбината “Прогресс”
Источник: участники тендера
Не менее интересный тендер по страхованию сотни машин провело в марте 2016 года госпредприятие “Чернобыльский спецкомбинат”. Стартовое предложение страховщиков по ОСАГО было выше 95 тыс грн. Победителем стала компания “Оранта”, согласившись застраховать такой автопарк за 21 тыс грн.
Источник: участники тендера
“Проблема не в том, что страховщики демпингуют. Если у компании есть средства для страховой выплаты, то она может делать любые скидки. Другое дело, если выигрывают тендеры страховщики без гроша в кармане”, — говорит Перетяжко.
По его словам, такие фирмы не смогут возместить ущерб при наступлении страхового случая. Значит, бюджетные средства были потрачены зря. По мнению Перетяжко, решить проблему демпинга и непрозрачных тендеров может Нацкомфинуслуг, “очистив” рынок от неплатежеспособных компаний.
Страховка для директора
У представителей Нацкомфинуслуг также есть мнение на этот счет.
“Почему бы не рассмотреть возможность обязательного страхования ответственности директоров госпредприятий за принятые ими решения?
Такая страховка защитит предприятие. В том числе — от неправильного выбора на тендере страховой компании, если та не сможет выполнить свои обязательства”, — объясняет член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
По его словам, в коммерческой сфере такой вид страхования используется давно, а ввести его в госструктурах должны Минфин или Минэкономики.
В Минфине по этому поводу ответили отпиской, сославшись на то, что министерство не занимается вопросами страхования. В Минэкономики ЭП сообщили, что нормативная база для такого страхования уже готова.
“18 февраля 2016 года Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности”.
Документ предусматривает возможность страхования ответственности руководителей государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций принадлежит государству, за убытки, причиненные обществу их действиями или бездействием при осуществлении своих полномочий”, — сообщила пресс-служба министерства.
Закон направлен на подпись президенту. Порядок и правила страхования такой ответственности будет определять Кабинет министров.
“Вряд ли найдется много страховщиков, желающих взвалить на себя груз ответственности за действия или бездействие нынешних руководителей госпредприятий. Поэтому проблему с неадекватными тендерами госпредприятий по страхованию этот закон тоже пока не решит”, — уверен Перетяжко.
Он считает, что новая норма начнет работать только тогда, когда деятельность госпредприятий станет прозрачной.
Татьяна МИХАЛЬЧИШИНА
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.