Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Без нас

[11:16 23 января 2012 года ] [ Зеркало недели, № 2, 20 января 2012 ]

Ежегодная инвестиционно-банковская конференция Euromoney — Форум Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), проходившая 17—18 января с.г. в австрийской столице уже в 17-й раз, — крупнейшее подобное событие для региона ЦВЕ.

Пожалуй, не случайно, что именно Вена принимает это мероприятие: австрийские банки (Raiffaizen International, Erste и ныне входящий в группу Unicredit Bank Austria) являются крупнейшими игроками в регионе, в том числе и в Украине. Все они, как и другие наиболее активные операторы — City, BNP Paribas, HSBC, OTP, были в числе соорганизаторов и спонсоров конференции.

В нынешнем году здесь собралось более тысячи участников, представлявших правительства (на уровне вице-премьеров, министров и заместителей ми­нистров), центральные банки и других финансовых регуляторов, а также коммерческие и инвестиционные банки, фонды, частные компании, исследовательские структуры и множество других организаций из мира финансов. Ни один правительственный чиновник от Украины участия в дискуссиях не принял.

Важнейшим обстоятельством, во многом предопределившим тональность и тематику обсуждений, было объявленное в конце прошлой недели агентством Standard-&Poors снижение кредитных рейтингов сразу девяти европейских стран. Причем сразу два государства — Франция и Австрия — лишились высшей кредитно-инвестиционной пробы (теперь их рейтинг составляет АА+), а рейтинг Италии, как и Испании, Португалии и Кипра, был понижен сразу на два пункта.

Впрочем, нельзя сказать, что такое снижение стало большим сюрпризом для рынков и инвесторов. Более того, оно было, выражаясь на сленге финансистов, уже во многом “учтено в цене”, поскольку такая возможность обсуждалась достаточно давно благодаря как периодически циркулировавшим слухам, так и утечкам информации из самого агентства. И все же хорошего настроения свершившийся факт явно не добавил.

Незадолго до начала конференции член совета ЕЦБ и глава австрийского Национального банка Эвальд Новотны заявил о намерении монетарных властей предпринять все возможные меры для успокоения ситуации. Также австрийскими официальными лицами было обещано приложить все необходимые усилия, чтобы вернуть стране высочайший кредитно-инвестиционный статус. Вице-канцлер Михаэль Шпинделеггер заявил о необходимости “начать разумно и рассудительно реформировать (финансовую) систему”. При этом, по его словам, основная угроза стабильности вряд ли исходит от деятельности банков в Австрии, а “скорее сопряжена с рисками, которым австрийские банки подвергаются в связи с их деятельностью в других странах”.

Как сообщила по ходу авторитетная британская Financial Times, среди рассматривавшихся мер было и усиление давления на австрийские банки с целью ограничить их вложения в регионе ЦВЕ. Подобные планы были анон­сированы еще в ноябре прошлого года, за что официальная Вена была подвергнута жесточайшей критике со стороны как некоторых стран — потенциальных “жертв”, так и Еврокомиссии, поскольку такие шаги означали бы нарушение одного из общеевропейских принципов — свободы перемещения капитала.
В итоге австрийские официальные лица от подобных планов, как минимум публично, до самого последнего времени открещивались. А высокопоставленные представители австрийских банков в кулуарах конференции отрицали наличие подобных к ним обращений.

Более того, по ходу конференции в Австрии состоялось и совещание группы “Венская инициатива”, в которую входят Еврокомиссия, Европейский централь­ный банк, а также банковские регуляторы из Восточной Европы и таких стран, как Австрия, Италия, Бельгия, Франция и Германия. Согласно опубликованному по итогам совещания заявлению, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Европейский инвестиционный банк должны быть готовы к оказанию дополнительной помощи и финансовой поддержки банкам в Восточной Европе.

Цель — через выделение большего объема помощи региону смягчить последствия уменьшения банковских активов в восточноевропейских странах. Также группа призвала западноевропейских регуляторов и законодателей к более плотной совместной работе над рекапитализацией банков, поскольку “в условиях отсутствия координации восточноевропейским странам угрожает чрезмерное и неорганизованное уменьшение доли заемных средств, а также кредитный кризис”.

По свидетельству одного из осведомленных участников конференции, в перечень стран, которые могут рассчитывать на подобную помощь, была включена и Украина. И это обстоятельство, конечно, радует. А вот удручает то, что наша страна в вышеупомянутой статье FT была названа (вместе с Венг­рией) одной из рассматривающихся в числе наиболее рисковых и нестабильных государств региона.

Объясняются подобные оценки просто — с осени позапрошлого года Киев не получает финансовых траншей МВФ в рамках все еще вроде действующей программы stand-by. Венгрия, которая в 2008 году (как и Украина) избежала банкротства благодаря выделенному ЕС, МВФ и Всемирным банком кредиту в 20 млрд. евро, сейчас ведет активные переговоры о получении новой помощи. Однако успешности этих переговоров мешают принимаемые по ходу венгерскими политиками законодательные новшества, идущие вразрез с общеевропейскими принципами. Одно из наиболее резонансных — ограничение независимости центрального банка страны, против которого выступает Еврокомиссия, заявившая, что возобновит переговоры с Венгрией о финансовой помощи только после оценки этого закона. Глава МВФ Кристин Лагард в конце прошлой недели также заявила о невозможности выделения официальному Будапешту каких-либо траншей до того, как венгерские власти продемонстрируют реальные шаги по стабилизации национальной экономики и проведению эффективной финансовой политики, которая бы не шла вразрез с нормами Евросоюза.

“Не слишком хороши наши дела, — угрюмо поделился с автором этих строк венгерский коллега в кулуарах конференции. — Слишком много здесь наших высокопоставленных официальных лиц. Это ярко демонстрирует, как отчаянно страна нуждается в иностранных деньгах”. “Наших официальных лиц здесь практически нет, — подумалось, — но это вовсе не радует, ведь Украине сейчас тоже очень нужны внешние ресурсы”.
Увы, в характеристиках венгерской и украинской ситуаций можно провести сегодня немало аналогий. И, видимо, вовсе не случайно именно эти страны сейчас пользуются наименьшим доверием в регионе.

Однако и здесь у венгров немало преимуществ. Хотя бы потому, что Венгрия является полноправным членом Евросоюза. Да и оценки рискованности вложений в эту страну со стороны международных инвесторов сегодня значительно более умеренны.
Так, если в Украине стоимость страховки от дефолта (пятилетних кредитно-дефолтных свопов — CDS) достигала по состоянию на 17 января с.г. 930 пунктов, то для Венгрии этот показатель был почти на треть меньше (около 690 пунктов).

К тому же венгерские представители, как видно, не гнушаются появлением на международных форумах, пытаясь объяснить иностранным инвесторам логику своих действий. Украинским правительственным чиновникам, наверное, было не до того. Может, оно и так — какие тут конференции, если под тобой шатается кресло?

Однако в ходе обсуждения тем, напрямую касавшихся Украины, катастрофически не хватало официальной позиции наших властей (одна из секций называлась “Финансирование инвестиций в Украине: возможности и вызовы”, другая касалась нашей земельной реформы). Возможно, поэтому места в зале были заполнены лишь наполовину (хотя в ходе некоторых других дискуссий зрители толпились даже в проходах). Да и дискуссии на тему инвестиций в Украине, прямо скажем, не получилось — участникам не было задано ни одного вопроса из зала.

Вопросы же по поводу планов в отношении Украины ZN.UA адресовало представителю одного из крупнейших иностранных инвесторов в нашей стране — UniСredit Group.
Джанни Франко ПАПА, глава подразделения банковской деятельности в регионе Центральной и Восточной Европы UniСredit Group.

— Насколько серьезные сложности для бизнеса группы создает сегодня долговой кризис, в эпицентре которого оказалась Италия?

— Я не соглашусь, что Италия на самом деле является эпицентром кризиса. Скорее, она — одна из стран, которые от него пострадали. Кризис, как вам известно, начался в Греции, а уже потом распространился и на нашу страну, причем в происходящем есть значительная спекулятивная составляющая.

Также следует учитывать, что, если посмотреть на структуру бизнеса группы, то лишь треть наших активов сейчас приходится на Италию. Еще треть — на Германию и Австрию (это страны с очень устойчивыми экономиками и высокими кредитными рейтингами) и оставшаяся треть — на регион Центральной и Восточной Европы. Как вы можете видеть, мы очень хорошо диверсифицированы в контексте рисков.

Структура группы построена таким образом, что регион ЦВЕ (за исключением Польши) находится “под зонтиком” ее австрийского подразделения — Bank Austria. Австрия же, несмотря на недавнее снижение ее рейтинга одним из агентств, остается страной с очень сильным рейтингом. Регион ЦВЕ тоже пока не слишком поражен кризисом.
Так что я не вижу сегодня слишком больших проблем для группы Unicredit именно потому, что риски хорошо диверсифицированы, и не только территориально, но и по структуре вложений.

Если же вернуться к Италии, то наше новое правительство предпримет все необходимые меры для благоприятного выхода из сложившейся ситуации. Снижение суверенного рейтинга является, конечно, неприятным моментом. Но мы уверены, что страна в состоянии с этим справиться.

— Что в вас вселяет такую уверенность? Ведь, как считают многие наблюдатели, от того, как Италия справится с кризисом, будут во многом зависеть характер и глубина дальнейших проблем региона в целом.

— Как итальянец, я продолжаю по-прежнему верить в свою страну и прочность ее позиций в международном сообществе и мировой экономике. Приходится признать, что у Италии есть определенные слабости, которые, в частности, сопряжены с высоким уровнем госдолга. Эта ситуация складывалась и существовала на протяжении многих лет, так что никакой особенной новизны в этом нет.

Уверен, что последний фискальный пакет, разработанный правительством, уменьшит эту проблему.

Но помимо слабых сторон, у Италии есть и много сильных. В частности, если посмотреть на уровень индивидуального благосостояния ее граждан, то суммарно он в четыре-пять раз превышает долги правительства. Так, если госдолг составляет 1,9 трлн. евро, то благосостояние наших соотечественников оценивается в 9 трлн. евро. Что, вне всяких сомнений, является хорошим индикатором финансовой мощи страны. И я хочу сказать, что Италия является богатой страной, имеющей огромные внутренние силу и потенциал, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию.

Правда и то, что итальянская экономика является третьей по величине в еврозоне и второй — по размеру промышленного производства. Будучи сопоставимой по размеру с экономиками всех стран европейской периферии в целом, она, как вы и сами отметили, имеет огромное значение в общеевропейском и общемировом контексте.

Поэтому разрешение итальянских проблем — задача первостепенной важности для всего Евросоюза. Тем не менее ни у кого не должно возникать сомнений, что Италия располагает как достаточной мощью, так и возможностями, чтобы решить текущие проблемы, и она с этим справится. В частности, канцлер Германии Ангела Меркель заявила несколько дней назад, что не сомневается в этом.

Что касается снижения рейтингов, о котором мы говорили, то, несмотря на циркулировавшие слухи о такой возможности, произошедшее все же стало в некоторой степени неприятным сюрпризом, не только в отношении Италии, но и многих других европейских стран. Не хотелось бы вдаваться в детали, но вы наверняка знаете из сообщений СМИ, как жестко этот шаг был раскритикован представителями структур Евросоюза и правительств его отдельных стран.

— За счет чего группа собирается пережить трудные времена? Недавнее падение курсов акций Unicredit снова актуализировало проблему достаточности капитала, решить которую можно только двумя способами. Первый из них — привлечение новых ресурсов в капитал, что в нынешних условиях достаточно проблематично, да и не может продолжаться бесконечно. Альтернативный способ — сокращение операций, в частности в наиболее рискованных странах региона ЦВЕ (в том числе в Украине).

— Нынешнее привлечение капитала группой идет достаточно уверенно. И к 27 января, как это запланировано, мы получим конечный результат. Последнее падение акций, которое было фактически однодневным и носило спекулятивный характер, уже практически полностью компенсировано. Поэтому после успішного завершения нынешнего привлечения нового капитала мы будем иметь адекватность капитала на уровне около 10%, что позволяет отнести нас к наиболее хорошо капитализированным группам в Европе. И это дает нам возможность поддерживать активность во всех странах присутствия, включая Центральную и Восточную Европу. Регион ЦВЕ уже подтвержден группой как один из главных драйверов роста ее бизнеса и доходов. Поэтому мы будем сохранять здесь свое присутствие и даже развивать бизнес, так что предпринимаемое наращивание капитала будет распространяться и на этот регион.

— Какой будет политика группы в отношении Украины? Ведь сохранять присутствие, постепенно сводя его к минимуму, и развивать бизнес, открывая новые отделения и наращивая объемы кредитования, — очень разные, согласитесь, подходы…

— Группа представлена в Украине, как известно, двумя банками. Если говорить об Укрсоцбанке, то, в отличие от дочерних структур многих других европейских финансовых групп, он всегда оставался прибыльным, даже в 2008—2009 годах, на которые пришелся пик кризиса. Особенно сложной ситуация была в 2009-м, когда спад экономики Украины составил около 15%. Банковский рынок тоже в это время сокращался и терпел огромные убытки. Я работал в Украине на протяжении трех лет, поэтому очень хорошо знаком с ситуацией. Последний, 2011 год, Укрсоцбанк тоже отработал неплохо.

Поэтому мы не собираемся сокращать в Украине свою активность в большей степени, нежели это будет продиктовано рыночными условиями. Что мы делаем в Украине, и не только здесь, но и во всех странах присутствия, — это очень серьезно работаем над повышением эффективности нашего бизнеса. Это та область, в которую мы сейчас больше всего инвестируем. В Украине, например, мы полностью меняем IT-систему. И это очень серьезная инвестиция с точки зрения как денежных, так и временных затрат. Окончание ее внедрения запланировано на июнь-июль 2012 года.

Также мы стали значительно более консервативны в оценке рисков, но банк по-прежнему сохраняет четвертое-пятое места на рынке, как это было и в предкризисные годы. И мы намерены как минимум сохранять имеющиеся позиции, поэтому говорить о значимом сокращении нашей рыночной доли и сворачивании бизнеса не приходится.
Что же касается наращивания операций, то здесь дело больше в дефиците адекватного спроса на кредиты в Украине, нежели в недостатке предложения со стороны банка.

— Так что слухи о возможной продаже вашей “дочки” в Украине можно считать беспочвенными?

— Слухи о возможной продаже наших дочерних банков в Украине и Казахстане являются беспочвенными, хотя и циркулируют уже больше года. Мне кажется, что их по различным причинам могли распространять некие заинтересованные стороны. Не хочу вдаваться в детали или какие-либо спекуляции по этому поводу, но необходимые выводы можно сделать, исходя как из прибыльности банка, так и из осуществленных вложений в реструктуризацию его бизнеса, усиление менеджмента, усовершенствование IT-систем и процедур и т.п.

— Вы упомянули о вашем трехлетнем опыте работы в Украине. Что, на ваш взгляд, больше всего мешает развитию банковского бизнеса и привлечению инвестиций в нашей стране?

— Многие сложности банковского бизнеса в Украине сегодня сходны с теми, что мы наблюдаем в соседних странах: речь идет об общем ухудшении экономической конъюнктуры, снижении деловой и потребительской активности. Что касается отличительных особенностей, то, на мой взгляд, развитие банковского бизнеса в Украине больше всего сдерживают проблемы защиты прав кредиторов и надлежащего выполнения договорных обязательств. То есть речь идет о сложностях для банков при возврате вложенных денег, когда выданные кредиты перестают обслуживаться. Поэтому очевидно, что страна нуждается в более четкой и прозрачной нормативно-правовой базе в сфере кредитных отношений. Существуют проблемы с беспристрастным и объективным рассмотрением соответствующих правоотношений в судебных инстанциях, тщательным соблюдением действующих законов в исполнительных службах и правоохранительных органах.

На мой взгляд, для украинских властей целесообразно более тесное сотрудничество с международными инвесторами и банками. В этом контексте появились некоторые положительные подвижки, но все еще существует огромное поле для улучшения.

Юрий СКОЛОТЯНЫЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.