Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бессловесные бренды

[16:08 20 января 2011 года ] [ Slon.ru, 20 января 2011 ]

Как Starbucks, Nike, Woolworths и другие компании убрали из логотипа свои названия и выиграли.

Когда Starbucks после рождественских каникул сменила логотип, этот ход породил массу споров: не понизит ли узнаваемость бренда то, что на нем осталась одна сирена, а надпись Starbucks Coffee исчезла. Как cказал гендиректор Brand Lab Александр Еременко, если считать, что рисунок и текст в лого это глаза и рот, то компания Говарда Шульца онемела.

Для чего вообще компании избавляются от букв в логотипе? Есть мнение, что причины, как правило, эзотерические, а не прагматические. Например, в студии Артемия Лебедева смену лого считают частью эволюции бренда. “Все меняется, и логотипы должны меняться, — рассуждает редактор студии Сергей Рублев. — Мы делаем для компании логотип, и через несколько лет надо новый”.

Однако, не все так однозначно. Slon.ru присмотрелся к случаям изгнания букв из логотипа и убедился, что убирая с товарных знаков буквы, компании не просто “освежались”, но, наоборот, решают конкретные прагматические задачи. Перед вами 7 ребрендингов, решивших задачи компаний на “отлично”.

Экономия на соплях

Авиакомпания JAL укоротила ложки и вилки, чтобы уменьшить вес самолета и экономить на горючем. Их коллеги из Pan American убирали из ланча оливку и сберегли десятки тысяч долларов. Lush продает мыло на вес и экономит на упаковке. Индустрия брендинга тоже в игре. Смена логотипа Starbucks, например, удешевит стаканчики для кофе — их будут печатать в одном цвете, а не в двух.

Но самой масштабной экономии добился Nike — убрав буквы и сохранив логотип-запятую в течении нескольких лет компания выигрывала за счет фурнитуры миллионы долларов. “Конечно, это не главная причина смены логотипа, — говорит креативный директор Graphic Production PCG Евгений Малышев, — но согласитесь, вышить на рубашке соплю дешевле, чем надпись, и это был один из серьезных аргументов”.

Без пафоса

Skoda меняет логотип из-за проблем с конкуренцией внутри Volkswagen. До 1991 года, пока чехи не вошли в этот концерн, логотип был простым и одноцветным. Затем к нему добавили надпись Skoda Auto, и сделали его более современным, что обозначало прогресс в качестве и технологиях. Прогресс налицо, но возникла проблема: покупатели воспринимают автомобиль Skoda как недорогой Volkswagen, может и престижный, но скучный.

Итого: в 2011 году Skoda меняет стратегию — статус марки должен слегка упасть. Логотип вновь упростят, поэтому и букв не будет (фанаты марки уже кричат: “Немцы убивают Skoda!”) Затем поменяется и модельный ряд — с прицелом на молодежь, которой, опять же, буквы не так важны.

Только для своих

История бренда американской компании Scullcandy — о том, что не стоит бояться отказа от букв в логотипе изначально. Если, конечно, они там не нужны. Семь лет назад Scullcandy, продающая наушники необычного дизайна, сразу стартовала с логотипом без букв, напоминающим маску из фильма “Крик”. Позже компания дополнила ассортимент аксессуарами для электроники и одеждой, но лого оставался прежним. Если на каких-то продуктах и пишут “Scullcandy”, то в редких случаях, и каждый раз по-разному.

Расчет сделан на элитарность: лишь ограниченный круг модников узнает друг от друга, что за марка скрывается за “маской” (хотя круг потребителей продуктов компании насчитывает миллионы). Аудитория Scullcandy — не только сноубордисты, скейтеры и фанаты других экстремальных видов спорта. Похожий эффект с ростом популярности обуви Hush Puppies описан в книге Малкольма Гладуэлла “Переломный момент”: когда кроссовки для скейтбордистов стали носить стиляги, мода на эту специальную обувь распространилась даже на тех, кто в жизни не занимался никаким “экстримом”.

Видимость перемен

Shell не у всех вызывает положительные эмоции. Хотя компании концерна не только добывают нефть, но и занимаются альтернативными источниками энергии. В конце 90-х, чтобы свести все к единому положительному знаменателю, в Shell придумали слоган “Помогаем людям создать лучший мир”.

В поддержку мировой PR-кампании нужен был новый логотип, но в Shell обошлись малой кровью — просто убрали буквы со старого. Иначе возникла бы неразбериха: у Shell десятки самых разных продуктов — как для обычных потребителей, так и для целых стран, а тут еще “лучший мир”. Компания с многолетней историей и понятной специализацией может себе позволить.

Фига конкурентам

Случай с уже упомянутой Starbucks, казалось бы, похож на кейс с Shell. Но перед Говардом Шульцем стояла другая задача: его компания продает уже не только кофе, но и другие продукты, продолжает экспансию на рынки разных стран. Поэтому Шульц решил, что когда торгуешь мороженым или сувенирами, логично убрать с логотипа надпись coffee. А если хочешь сильнее выделяться на фоне конкурентов с местных рынков, лучше и вовсе отказаться от надписей. Ведь название, вписанное в круг, и картинка внутри него — типичный логотип сетевой кофейни.

Однако ж, попробуйте убрать буквы с логотипа “Кофе Хауза” — останется чашка. У “Шоколадницы” — кофейное зерно. У Costa Coffee (а это уже международная сеть) — несколько зерен. Без букв конкурентов можно перепутать, и Starbucks это лишний раз подчеркнул, оставив свою сирену в одиночестве.

Чтобы не запутаться

Крупнейший австралийский ритейлер в 2009 году объединил свои сети продуктовых магазинов Woolworths и Safeway в одну, под маркой Woolworths. Логотипом объединенной сети должна была стать буква W, как будто бы вырезанная из яблочной кожуры. В итоге получилась не буква, а яблоко, похожее на логотип Apple, но салатового цвета. Apple обратился в патентное ведомство Австралии с просьбой разобраться с нарушителями прав, но Woolworths отстояла знак, и впоследствии он сыграл хорошую службу.

Компания изгнала свое название с логотипа и тем самым освободила место для промоушна private lable, — на упаковке и в рекламе которых вместо лишней надписи Woolworths рисуют яблоко. Очень удобно: субпродукты брендируются, а товарный знак лишен словесного нагромождения.

Понятно и школьнику

Сейчас минимализм логотипа Apple стал своего рода знаком превосходства. Дизайнеры говорят: если можешь обойтись без слов, значит твой бренд в категории top of mind. А в 1977 году, когда Стив Джобс заказывал новый логотип — прототип нынешнего — он не зазнавался. Единственным требованием было: “не делайте его слишком симпатичным”.

Так что дизайнер Рон Вейн, особенно не мудрствуя, нарисовал для него яблоко и обошелся без букв. Он хотел сделать знак понятным всем, — чтобы владелец Apple мог продвигать компьютеры в школах. (Надкусанным яблоко нарисовали, чтобы его не спутали с помидором.) Стоит ли говорить, что когда Джобс стартовал с линейкой “макбуков”, “айподов” и других гаджетов, знак превосходства им был доведен до совершенства: осталось лишь яблоко, — и ощущение картинки из букваря исчезло.

Павел КУЛИКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.