Больше двух третей немцев — 73% — считают, что продажу продуктов питания ниже их себестоимости нужно запретить. При этом, согласно опросу телеканала ARD, 54% респондентов согласны, что продукты в стране слишком уж дешевые.
Результаты соцопроса опубликованы в тон публичной дискуссии о справедливости ценообразования на продукты питания, которая актуализировалась после январского заявления министра сельского хозяйства и продовольствия Юлии Клекнер и главы Ассоциации фермеров Германии Йоахима Руквида о том, что немцам пора бы платить больше. Федеральное правительство при участии канцлера Ангелы Меркель с декабря ведет диалог с представителями агросектора и пищепрома о стоимости продуктов питания. Мнения разделились как среди бизнесменов и политиков, так и среди экспертов. Одни считают, что потребители в Германии платят слишком мало, другие или не согласны, или предлагают посчитать получше.
Так ли это? Действительно ли немецкий бюргер купается в дешевых масле, хлебе или мясе?
Что почем
Давайте сравним цены на продукты в Германии и Украине по некоторым позициям. Для удобства воспользуемся мониторингом сайта “Минфин”, а цифры в Германии возьмем с сайтов крупнейших торговых сетей.
Например, по аналогии с “Индексом Биг-Мак” взглянем на “Индекс Coca-Cola”. В Украине есть некоторый разброс цен на 1 л этого популярного напитка — от 21 до 30 грн, а в интернет-магазинах можно приобрести и за 15-18 грн. В торговой сети ALDI-Nord, например, 0,76 л стоит 1,09 евро (29 грн).
Овощи. Картофель: в украинских супермаркетах в среднем 1 кг “второго хлеба” стоит 12,5 грн; в сети REWE — 0,6-4,29 евро (16-115 грн). Морковь: по супермаркетам в Украине — от 4,99 до 6,5 грн; ALDI-Nord — органическая 0,79 евро за кг (21,3 грн); REWE — 0,65-0,99 евро (17,5-26,63 грн).
Мясо. Куриное бедро: в Украине в среднем — 68 грн; ALDI-SUD — 2,72 евро (73 грн). Свиной ошеек: в среднем по супермаркетам — 145 грн; ALDI-SUD — 5,49 евро (147,7 грн). Говяжий гуляш: в среднем по супермаркетам — 145 грн; ALDI-SUD — 8,78 евро (236,2 грн).
Бакалея. Сахар: в среднем по супермаркетам в Украине — 13 грн, REWE — 0,76-1,19 евро (20,4-32 грн). Мука пшеничная: по супермаркетам — 16 грн, REWE — 0,79-1,79 евро (21,3-48,2 грн).
Молочные продукты. Масло сливочное: по супермаркетам в Украине — 44 грн, REWE — 6,4-9,6 евро (172,16-258,24 грн). Молоко: по супермаркетам — 27-28 грн за 900 мл, REWE — 0,65-1,09 (17,5-29,3 грн).
Как видим, некоторые продукты, в частности, те же овощи, сахар или мука, в Украине стоят дешевле, нежели в Германии. В то же время цены, к примеру, на мясо (за исключением говядины) в целом одинаковые.
Если сравнивать цены на продукты питания в Германии и других странах ЕС, то в ФРГ они ближе к среднему показателю — с незначительным (1-6%) перевесом в сторону более высоких цен. По данным Евростата, по этому параметру Германия занимает 13-е место (из 27 стран ЕС). Как пишет Spiegel, они ниже, к примеру, чем в Дании, Австрии, Ирландии, Франции, но выше, чем в Испании, Польше, Румынии.
Вторые по доходам
Однако некоторые аналитики, реагируя на диалог между правительством и бизнесом, справедливо отмечают, что сравнивать цены в Германии и других странах не совсем корректно. Если уж и проводить параллели, то отталкиваясь от уровня доходов. А они у немцев высокие.
Так, если в Украине в декабре средняя зарплата составляла около 13 тыс. грн, то есть меньше 500 евро, то в Германии она в разы выше даже с учетом внутреннего дисбаланса — между востоком и западом. В бывшей ГДР средняя зарплата несколько ниже — в 2019 г. она достигла 3,15 тыс. евро в месяц, в Западной Германии — 3,9 тыс. евро.
Что касается разницы в доходах граждан в Германии и других странах блока, то выше они только в Люксембурге. ФРГ на втором месте. Статистические данные за 2018 г., которые приводит BR24, показали, что немцы тратили 10,8% своего дохода на еду и безалкогольные напитки, без напитков — 9,5%. Средний показатель по ЕС — 13,1% с напитками и 11,8% — без них. Меньше жителей Германии на продукты тратили лишь австрийцы, люксембуржцы и ирландцы. А вот румыны на еду выделяют 26,2% своего ежемесячного дохода (с учетом безалкогольных напитков; без них — 24,7%). В Украине же, по последним данным, на продукты в месяц в среднем мы тратим около 42% своего дохода.
Так что, да, если исходить из доходов немцев и стоимости продуктов, то те 54% респондентов правы. Такого же мнения придерживаются и в правительстве. Правда, практику госрегулирования цен, на которой настаивают “Зеленые”, Меркель отвергла сразу же, призвав ритейлеров и мелких участников рынка (фермеров) к широкому диалогу с целью выработать справедливые цены.
Ослабить четверку
Защита фермеров от крупных игроков стоит во главе правительственной кампании за рост стоимости продуктов питания. Поскольку монополисты, а это четыре сети — ALDI, Lidl, REWE или Edeka, которые подмяли под себя 85% рынка, попросту демпингуют и сдерживают развитие фермеров. BR24 со ссылкой на экспертов констатирует, что доходы фермеров значительно снизились за последние 20 лет. Согласно данным за 2018 г., опубликованным Институтом Тюнена, 20 лет назад фермер получал 25 центов с евро при продаже своей продукции, сейчас — меньше 21 цента. Еще больше бьют по фермерам растущие логистические и эксплуатационные расходы. Немудрено, что фермеры раз за разом выходят на акции протеста в Германии, требуя снизить ценовое давление со стороны монополистов.
Необходимость повышения цен на продукты и “Зеленые”, и в федеральном правительстве также аргументируют заботой об экологии. Поскольку дешевые мясо и овощи — это значит и дешевое производство, направленное на получение максимальной выгоды при наименьших затратах. Как результат грунтовые воды загрязняются нитратами и прочими отходами, а Германия, да и весь мир теряют плодородные земли сельхозназначения. Немцам же, которые сэкономят на продуктах в очередной поход в магазин, в любом случае придется заплатить за очищение вод и земли в будущем. Как и следующим поколениям. Потому-то столько внимания в ФРГ и Европе в целом сейчас уделяют более дорогой “органической продукции”, производство которой требует, соответственно, больших затрат .
Добьются ли “Зеленые” своей цели — спасти фермеров и экологию через повышение цен на продукты, а значит, и ослабление монополии пресловутой четверки? Очень даже вероятно. Потому как речь идет не только о наличии политической воли сделать это, но и о понимании, сознательности потребителей. С одной стороны, украинец может сказать, что немцы просто с жиру бесятся: зарабатывают много, уже некуда деньги деть. Резонно, конечно. С другой стороны, готов ли будет украинец добровольно согласиться платить больше, если начнет зарабатывать больше? В отдаленном будущем, естественно. Если только правительство Гончарука неким чудесным образом не добьется своего 40%-ного роста ВВП через пять лет, на чем премьер продолжает настаивать.
Как бы то ни было, результаты опроса относительно стоимости продуктов подтвердили существование в Европе крепкого социального — по-немецки — государства, граждане которого понимают, что могут и готовы платить больше. Впрочем, не Германией ЕС един. Швейцарцы, которые накануне поддержали криминализацию гомофобии, еще в 2016 г. отвергли идею с гарантированным доходом.
Владислав ГИРМАН
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.