Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Беларусь на грани дефолта

[12:24 25 мая 2011 года ] [ День, № 88, 25 мая 2011 ]

Как реагируют белорусы на сдачу “Белтрансгаза”? Они об этом не знают!

В Беларуси власти произвели девальвацию рубля сразу на 55 процентов. По некоторым сведениям, в Минске воцарилась паника — люди стараются скупить самые разные товары. Не исключено, что могут последовать и какие-то политические последствия.

Эти строки я пишу в очереди за бензином. Она относительно небольшая на фоне соседних заправок — всего-то метров триста. Через полтора часа, в полночь, бензин, словно карета Золушки, превратится... Не в тыкву, а в золото: подорожает ровно на 25%. Через эти же полтора часа официальный курс доллара в Беларуси вырастет на 60%. И это при том, что еще 17 марта глава Нацбанка Петр Прокопович клялся: пока он занимает эту должность, девальвации не будет.

Мои украинские друзья спрашивают: как белорусы воспринимают то, что Лукашенко отдал “Белтрансгаз” в обмен на российский кредит. А никак. Они этого просто не знают. Ведь по белорусскому телевидению, сказав “А”, про “Б” забыли. Про “Белтрансгаз” мы узнали... от Кудрина с Лавровым. А наша дикторша в розовой кофточке просто обрадовала электорат: Россия дала кредит, конец света откладывается. И совершенно забыла рассказать об условиях этого кредита: приватизация предприятий на сумму три миллиарда долларов и, в первую очередь, “Белтрансгаза”. После сдачи этого стратегического предприятия в Беларуси остается последняя курица, несущая золотые яйца — Белорусская калийная компания. Остальное по мелочи — завод холодильников, металлургический завод да фабрика игрушек, где шьют оранжевых крокодилов и розовых слонов.

Если вы скажете о белорусских грузовиках МАЗ, то российский КамАЗ уже покупает 3/4 акций этого предприятия. Белорусские троллейбусы? Как раз на этой неделе из Кишинева пришла новость-анекдот: купили 25 белорусских троллейбусов, из них 16 сломалось сразу. Возвращают по гарантии, решили покупать “Шкоду”. Белорусские трактора? Чтобы не соврать: откройте Google Maps, найдите через спутник Минск, а в Минске тракторный завод. Видите сине-красные точечки вокруг? Это более 5000 тракторов ждут своего покупателя. Но не дождутся. Ведь даже во многих белорусских совхозах уже давно работают “Джон Диры” и “Катерпиллеры”.

Так вот, вы спрашиваете, что думают белорусы о сдаче “Белтрансгаза”? Ни-че-го. Две недели назад белорусы охотились за сахаром и гречкой, которая подорожала в три-четыре раза. Позавчера из магазинов СОВСЕМ исчезла соль, а вчера мне не удалось купить спички. Как нужно довести людей, чтобы они вкладывали деньги в соль и спички?

В интернете попалось чудесное видео. Минск. Фирменный магазин завода холодильников, 10 минут до открытия. Очередь — человек тридцать. Кричат, толкаются, выбрасывают тех, “кого здесь не стояло”. Магазин открывается — и двух охранников буквально сметают...

А в популярном минском гипермаркете на днях люди вызвали ОМОН, когда “лица неславянской внешности” попытались захватить очередь в обменник (!!!). Остается добавить, что очередь составляет около 250 человек, которые дважды в день отмечаются по списку, а по ночам дежурят именно из-за возможности такого захвата.

Обвал рубля можно объяснить на пальцах так. Ваша зарплата 1,5 миллиона белорусских рублей. Месяц назад это было 500 долларов. Сегодня — 300. И даже если забыть про доллар и не переводить “зайчики” в баксы, картина получается нерадостная. Пельмени еще недавно стоили 4—5 тысяч рублей, сейчас — 11 тысяч. Да тот же бензин, за которым я сейчас стою! Вчера на 1,5 миллиона можно было заправить 454 литра 92-го, завтра — 379. Обвал зарплаты — 75 литров топлива за один день. И это при том, что сейчас мы с вами говорим об официальном курсе доллара — 4930 рублей. Неофициальный успел достичь 8500—9000. Люди вспомнили середину 90-х годов!

Но, вы знаете, белорусы всегда отличались живучестью. Каких только способов не нашли люди, чтобы перевести “зайчики” в любую валюту!

Первый — почтовый. Отправили тысячи переводов в Россию, там получили их в российских рублях, перевели в доллары и довольные вернулись. Пока “Белпочта” спохватилась, ее долг перед Российской почтой составил 7 миллионов долларов. А отдавать-то нечем, ведь доллары не купить!

Второй способ — железнодорожный. Хитрый белорус покупает в Минске билет до Иркутска. Стоит он 1 миллион 430 тысяч рублей (даже по новому официальному курсу это 290 долларов), ехать четыре дня — дальше просто некуда. Потом хитрый белорус едет на электричке в Смоленск и сдает этот билет ЗА РОССИЙСКИЕ РУБЛИ. Кризис делает нас суперизобретателями!

Способ третий — бензиновый. Хитрый белорус заправляет в Бресте или Гродно полный бак солярки свой старенький “пассат”, переезжает через границу и продает поляку. Параллельно хитрый белорус во все возможные дырки своего “пассата” запихивает блоки сигарет. Один такой перевозчик пожаловался мне, что польские таможенники однажды нашли его сигареты — и оштрафовали на 200 долларов. “Но ведь на одной ходке я зарабатываю 250—300 баксов, так что это ничего страшного”, — резюмировал хитрый белорус.

Недавно была обнародована официальная статистика: только за апрель денежная масса (банкноты на руках у населения) выросла на 21%. Хрустящие новенькие бумажки и вправду каждый день дают на сдачу в магазинах. Вот только люди пытаются избавиться от этих новеньких бумажек как можно скорее.

Все это происходит на фоне процессов над участниками Плошчы — митинга протеста в день президентских выборов 19 декабря. Первому из главных противников действующей власти Андрею Санникову дали пять лет строгого режима. Второму — Николаю Статкевичу — прокурор попросил восемь лет. Третьему, Дмитрию Усу, семь лет. Приведу лишь два пункта обвинения против Уса. В деле фигурирует запись его разговора с сыном. Сын пошел в магазин и позвонил отцу, сообщив, что за углом стоят, условно говоря, пять машин со спецназом. Прокурор квалифицировал это как “сбор информации о силах охраны правопорядка для дальнейшего сопротивления”. Второй момент — когда шествие двигалось по проспекту, Ус сказал главному минскому гаишнику: “Пошли с нами, генералом будешь”. Это квалифицируется, как если бы Ус имел целью захват власти. Со Статкевичем ситуация похожая. Когда он находился на ступеньках Дома правительства, ему позвонил друг — украинский предприниматель. И полушутя сказал: “Коля, заходи в Дом правительства, садись в кресло премьера и нажимай на кнопки!” Этот эпизод фигурирует в деле на полном серьезе — будто Статкевичем руководили иностранные спецслужбы...

Так вот, вы спрашивали о том, как реагирует белорусский народ на сдачу “Белтрансгаза”. Белорусский народ еще даже не догадывается о том, что когда это все кончится, мы с удивлением обнаружим, что остались голышом на морозе. И очень удивимся, ведь в известной сказке голым оставался король.

Это — всего лишь несколько картинок из жизни сегодняшней Беларуси. Мне пора — очередь за бензином подходит, надо успеть залить до полуночи целый бак и две канистры.

Роман ТУМАШИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.