Но подготовка к Евро-2012 помешала Польше инвестировать из госбюджета в достройку нефтепровода по своей территории, и теперь в Варшаве говорят о необходимости поиска инвестиций в этот проект из других источников
Министр энергетики Азербайджана Натик Алиев сообщил, что Азербайджан, Грузия, Украина, Польша и Литва завершили подготовку технико-экономического обоснования для трубопровода, который будет транспортировать каспийскую нефть в польский город Гданьск через черноморский порт Одесса. О подготовке ТЭО было объявлено в 2009 г. в Киеве на специальной конференции, проведенной при поддержке Секретариата президента Виктора Ющенко. Тогда же были достигнуты договоренности о создании государственными нефтетранспортными компаниями пяти упомянутых стран совместного предприятия “Сарматия”, в котором Азербайджану отведена роль поставщика нефти. По словам Натика Алиева, Азербайджан по-прежнему заинтересован в поставках нефти в ЕС по Одесса — Броды, поскольку он является альтернативным маршрутом, обеспечивающим дополнительные возможности для завоевания новых рынков.
Ранее в Баку признавали, что дефицит нефтетранспортных мощностей и амбициозные планы по наращиванию поставок нефти на европейские рынки через украинскую территорию провоцируют Азербайджан присоединиться к команде стран-лоббистов расширения аверсного использования Одесса — Броды. Гюльмамед Джавадов, замминистра промышленности и энергетики Азербайджана, считает, что без использования мощностей нефтепровода Одесса — Броды Баку не сможет решить проблему дефицита нефтетранспортной инфраструктуры при выходе на европейские рынки.
“Для решения проблемы дефицита нефтетранспортной инфраструктуры в Каспийском регионе, которая возникнет с 2013 г., потребуется строительство дополнительных магистральных нефтепроводов с увеличением их годовой пропускной способности как минимум на 80 млн. т до 2025 г. по сравнению с действующими нефтепроводами… Добыча каспийской нефти увеличится на 100 млн. т к 2015 г. и на 150 млн. т — к 2025 г.”,— отметил чиновник.
Соответственно, по его словам, для обеспечения этих объемов необходима прокладка новых трубопроводов, расширение портовых возможностей Казахстана, Азербайджана и Грузии, улучшение железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Грузией, расширение резервуарных мощностей на терминалах и достройка нефтепровода Одесса — Броды по польской территории.
Однако в прошлом году Польша заявила, что не намерена финансировать достройку по своей территории участка нефтепровода Одесса — Броды, который является частью Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), поскольку значительные средства вложила в сооружение футбольных стадионов для проведения футбольного чемпионата Евро-2012. Президент Польши Бронислав Комаровский назвал условием участия поляков в проекте “экономическую выгоду”.
Такого же мнения придерживается глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. “Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми”,— сказал он.
По его словам, с точки зрения экономической выгоды “Одесса — Броды” до сих пор не понятен. Необходимым условием для принятия Польшей решения об участии в этом проекте чиновник назвал гарантии поставщиков и потребителей нефти.
“Но за почти 20 лет обсуждения ЕАНТК четких деклараций нет”,— констатировал Станислав Козей.
В СП “Сарматия” считают ключевым для создания ЕАНТК на базе “Одесса — Броды” подписание межгосударственного соглашения стран — участниц проекта. Без такого политического документа, как пояснил гендиректор “Сарматии” Сергей Скрипка, сложно вести переговоры с владельцами НПЗ, которые заинтересованы в поставках каспийской нефти.
“Предварительные оценки свидетельствуют о том, что в Каспийском регионе есть 10 млн. т свободной нефти, которая может поставляться по ЕАНТК в Европу. Но говорить о том, что они гарантированы, можно только после того, как будет подписано межгосударственное соглашение”,— сказал гендиректор “Сарматии”.
Для получения от Евросоюза дополнительного финансирования, которое будет направлено на достройку польского участка нефтепровода Одесса — Броды, “Сарматии” необходимо сформировать пул инвесторов проекта, которые должны обеспечить его коммерчески выгодную эксплуатацию, не позднее конца 2013 г. Тогда строительство начнется в начале 2014 г.
Пока же Киев эксплуатирует нефтепровод Одесса — Броды в аверсном режиме для прокачки азербайджанской нефти, поступающей в порт “Южный”, на “Укртатнефть” и западноукраинские НПЗ, принадлежащие группе “Приват”.
Светлана ДОЛИНЧУК
Что скажете, Аноним?
[15:40 23 декабря]
[13:50 23 декабря]
[10:40 23 декабря]
17:00 23 декабря
16:40 23 декабря
16:30 23 декабря
16:20 23 декабря
15:20 23 декабря
15:00 23 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.