Однако ожесточенная война за руководство налоговой и таможней не прекращается уже многие недели, что позволяет сделать определенные выводы о приоритетах и задачах работы новой власти.
Судя по кадровым назначениям в финансово-фискальном блоке правительства, Николай Янович получил карт-бланш от руководства Партии регионов на расстановку своих кадров. Перед Азаровым стоит нелегкая задача. Огромный госдолг и необходимость платить по процентам, опасная пирамида ОВГЗ и необходимость ее ликвидации, защищенные программы бюджета, социальные выплаты, дефицит бюджета Пенсионного фонда. Для того чтобы урегулировать ворох финансово-экономических проблем, премьер-министр потребовал себе чрезвычайные полномочия в кадровых вопросах. А ведь к проблемам неэффективного финансового планирования, порожденным популистскими проектами Ю.Тимошенко, Партия регионов спешит добавить собственные, такие же популистские прожекты. Так, повышение минимальных зарплат и пенсий почти до 900 гривен — принципиальное обещание Януковича, которое ПРУ обещает выполнять. Более того, приоритетный статус приобретают вопросы финансирования Евро-2012, в силу того, что их курирует Б.Колесников. Не менее принципиальный характер носят и намерения основных инвесторов избирательной кампании ПРУ вернуть капиталовложения — за счет госпрограмм, приватизации и должностей. Как удовлетворить все аппетиты, все нужды? Азаров видит решение в создании премьерской вертикали, которая охватывает все правительственные министерства и ведомства, связанные с управлением и контролем наполняемости бюджета. Таких возможностей не имел еще ни один украинский премьер. А кроме того — это желание входит в противоречие с практикой раздачи коалиционных слонов.
Первыми “ласточками” азаровской команды стали люди, давно идущие в связке в Николаем Яновичем. Министром финансов стал Федор Ярошенко, лояльные Азарову люди поставлены и в Главное контрольно-ревизионное управление, и в Госкомитете по финансовому мониторингу. Аналогично решается вопрос о Госкомитете по ценным бумагам и фондовому рынку.
Однако настоящей политической интригой обернулось столкновение интересов в коалиционном правительстве вокруг Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службы. Хотя сотни чиновников всех рангов уже обмывают свои назначения, руководители двух ключевых фискальных ведомств до сих пор не назначены.
Изначально основным претендентом на должность главы ГНАУ считался депутат Виталий Хомутынник, который уже много лет занимается вопросами налоговой политики во фракции ПРУ. Хомутынник был главой теневой налоговой администрации в оппозиционном Кабмине Януковича. И на Львовской площади Виталий Юрьевич за последние два года при Сергее Буряке был уже вроде как при должности — в ГНАУ он был не гостем, а завсегдатаем. Тесное общение с большинством руководителей ГНАУ позволяло Хомутыннику решать многие практические вопросы. Приход Хомутынника на место председателя ГНАУ был бы наиболее комфортным для нынешнего аппарата — он там уже свой человек и знаком со всеми нюансами работы. Администрация президента, по данным “ЗН”, лояльно отнеслась к его кандидатуре. Хомутынник подготовил объемную концепцию развития ГНАУ, пакет законопроектов, закрывающих ряд дыр в налоговом законодательстве, и гарантировал, что при сохранении текущей макроэкономической ситуации в течение года обеспечит прирост налоговых поступлений. Однако Азаров категорически против назначения Хомутынника. Политически самодостаточная фигура в ГНАУ, не имевшая опыта работы в его команде, Николая Яновича не устраивает. А кроме того, Азарову действительно надо наполнять бюджет… После выборов Хомутынника не принимал, по данным “ЗН”, и Янукович. Поэтому, возможно, Азаров все-таки пролоббирует на пост председателя ГНАУ другую фигуру.
Веский аргумент в пользу того, кто будет руководить налоговой, дало назначение на этой неделе нового первого заместителя председателя — начальника налоговой милиции Виктора Шейбута. Это тесно связанная с Азаровым фигура. Шейбут сразу же получил статус исполняющего обязанности председателя ГНАУ.
Кандидатур, имеющих высокие шансы быть одобренными премьером, в настоящий момент три. Это прежде всего бывший глава ГНАУ при Кабмине Януковича Анатолий Брезвин, работавший с Азаровым. Брезвин изначально позиционировался как кандидат, которого поддержал председатель ВР В.Литвин. Однако Брезвин вовремя понял нюансы конъюнктуры, и теперь ищет поддержку прежде всего у Азарова.
Однако серьезную лоббистскую поддержку и опыт работы с Николаем Яновичем имеют также бывший глава Донецкой областной налоговой Александр Папаика и на неделе отправленный в отставку губернатор Луганской области Александр Антипов. У всех этих людей есть свои группы поддержки, и Азаров с президентом по каким-то своим критериям определят, кто из кандидатов более достоин.
Камнем преткновения в правительстве стал пост главы Государственной таможенной службы. На эту должность коммунисты настойчиво продвигают депутата Игоря Калетника. Калетник-младший родом из Винницы, однако его отец, депутат Партии регионов, привил сыну умение выстраивать схемы влияния. И.Калетник — вундеркинд таможенной службы, и остается только догадываться, какими методами он строил свою удивительную карьеру — в 25 лет стал начальником таможни, в 27 — по таможенной табели о рангах уже “генерал”, за три года из студента юрфака превратился в заслуженного юриста Украины. Калетник нашел весьма убедительные аргументы и для Петра Симоненко, и для регионалов — потому Азаров пока не может получить поддержку Януковича для назначения своего человека. В качестве альтернативы Калетнику в глазах новой власти всячески пытается зарекомендовать себя еще один кадровый таможенник — Анатолий Гутник, первый зампред ГТСУ, наиболее влиятельная фигура таможни эпохи Хорошковского. Впрочем, в последний момент в числе претендентов на этот пост могут всплыть и другие кандидаты.
Итак, для чего Азарову необходимы все эти чрезвычайные меры и ради чего Янукович позволяет ему лоббировать своих людей? Очевидно, что Азаров настаивает на назначении на ключевые посты политически зависимых фигур, и успешно отбрасывает влиятельных оппонентов, поскольку планирует в привычном стиле построить вертикаль, которая позволит ему лично жестко и целенаправленно руководить всей цепочкой управления. Очевидно, что главным органом, разрабатывающим финансовую и фискальную политику, премьер предполагает сделать Минфин.
В плане организации работы и системности кадровых назначений Азаров и Янукович демонстрируют подходы более точные и последовательные, чем прежний Кабмин. Лояльность и управляемость новой системы будет гораздо выше.
Однако станет ли выше эффективность? Ведь она определяется не только структурой менеджмента, но и целями и методами организации работы.
Первым шагом, который показывает методы Азарова и Партии регионов, является директива о резком увеличении платежей в бюджет. Минфин увеличил план по сборам для ГНАУ — на 1,5 миллиарда гривен в месяц, а для ГТСУ — на 1,8 миллиарда. За счет чего? За счет изыскания внутренних резервов.
Однако основная проблема фискальной системы состоит не только в потере управляемости и кадровом хаосе. Она заключается прежде всего в архаичности финансово-экономического планирования, о чем неоднократно писало “ЗН”.
И сам Азаров, и Ярошенко являлись по сути творцами системы ручного управления фискальными органами, которая строится на совершенно абсурдном финансовом планировании Минфина. Удивительно для XXI века, но Минфин Украины совершенно не привязывает свои расчетные задания и роспись бюджета к реальному состоянию экономики. Цифры плана выдаются произвольно, на основе прошлогодних показателей.
За поступления в бюджет почему-то не несет никакой ответственности Министерство экономики.
То есть Азаров и его команда продолжают ту же жесткую тимошенковскую линию прессования бизнеса, а вернее, той части легального сектора экономики, которая еще не перешла в тень.
Смешно слушать рассуждения руководителей правительства, что украинские и международные эксперты готовят некие стратегические планы по проведению экономических реформ. За долгие годы пребывания при власти и в оппозиции любой юрист или аудитор, обслуживающий наши олигархические группировки, любой профессионал, к каковым нельзя не отнести и Азарова, и Ярошенко, не может не понимать, какие конкретно меры необходимы для закрытия большинства схем минимизации и уклонения от уплаты налогов. Почему прежде обнародования стратегии действий, вместо изменения методики расчетов Минфином и Минэкономики власть говорит только о выбивании денег по существующим схемам?
Вместо быстрой реализации законодательных инициатив, которые бы позволили вывести в налогооблагаемое поле обороты банков, страховых компаний, операции с ценными бумагами, что является в настоящее время основной сферой, где большой бизнес вымывает из базы налогообложения сотни миллиардов, фискальные органы будут работать по легальному сектору реального производства и торговли.
Это означает, что по-прежнему фискальная политика будет полностью способствовать интересам крупнейших финансово-промышленных групп, которые по договоренностям с правительством получат карт-бланш на минимизацию налоговых обязательств и сокрытие базы налогообложения.
Конечно, есть надежда, что, получив в свои руки всю систему управления, налоговую и таможню, Николай Янович придет к необходимости быстрых структурных реформ, и подготовке законодательных решений. Однако какой-либо конкретики Азаров и его команда о грядущих реформах не выдают. Заявления о принятии налогового кодекса ничего не изменят — кодекс по сути лишь кодифицирует существующие правила игры.
Обещания о налоговых каникулах для малого бизнеса, озвучиваемые перед выборами, не только противоречат здравому смыслу, но и не имеют никаких шансов на реализацию.
В структуре сводного бюджета налоги с физических лиц составляют 26% — это вторая по доходности статья поступлений, и никто не будет этот поток обрезать.
Шансы на рост поступлений налогов с физических лиц и на введение налоговых послаблений для предпринимателей давал бы проект введения единой налоговой декларации. Однако перспективы этого невысоки, потому что декларация прежде всего бьет по интересам самых богатых — то есть тех, кто в нашей стране и определяет всю государственную политику. Введение единой декларации могло бы логично дополнить антикоррупционное законодательство, которое также в качестве основного инструмента контроля государственных служащих предполагает обязательное и точное декларирование всех доходов и расходов. Однако, судя по тому, как яростно правящая коалиция борется с антикоррупционным пакетом, рекомендуемым Советом Европы, шансы на структурные реформы системы налогообложения физических лиц крайне невысоки.
Это рождает опасения, что стратегией Кабмина Азарова являются отнюдь не реформы, а лишь консервация и упорядочивание по мере сил того управленческого хаоса, которые поразил органы власти. Допустим, порядок будет наведен. Но создаст ли это базу для экономического роста? В ближайшее время можно уверенно прогнозировать, что процесс тенизации украинской экономики будет продолжен и в ближайшей перспективе.
Шансы на реальные изменения невелики. В машине можно закрутить гайки, но это не значит, что она будет ехать быстрее…
Юрий БУТУСОВ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.