Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Атака на “экономическое чудо”

[17:20 25 июня 2010 года ] [ День, №110, 25 июня 2010 ]

Как сделать так, чтобы Налоговый кодекс был выгоден предпринимателям и эффективен для государства?

Одно из ключевых назначений проекта Налогового кодекса — упростить условия ведения бизнеса в Украине. Но добросовестные предприниматели, с которыми общался “День”, сомневаются, что авторы проекта прислушиваются к их мнению. За последние двадцать лет они учились выживать в условиях сверхсложной да еще и коррумпированной системы налогообложения и особенно благоприятного климата от государства не ожидают.

Предприимчивость заложена в генах украинцев. Ее не смогла полностью искоренить даже всесильная советская машина. Разумеется, этого не сможет сделать и несовершенный Налоговый кодекс. Но зачем же душить украинцев налогами, если потенциал бизнес-гена можно превратить в украинское экономическое чудо?

“День” обратился к украинским предпринимателям-практикам с вопросом: как на законодательном уровне создать условия, чтобы высвободить энергию украинцев для раскованной бизнес-инициативы? Как сделать так, чтобы Налоговый кодекс был выгоден предпринимателям и эффективен для государства?

ОТ АВТОРА...

Сергей ТИГИПКО, вице-премьер-министр Украины по экономическим вопросам:

 

— Безусловно, проект Налогового кодекса требует доработки, ведь это — рабочий документ, который сегодня дорабатывается при активном участии предпринимателей, власти и общественности. Относительно критики этого документа: все конструктивные замечания правительство рассматривает как возможные варианты для совершенствования тех или иных его положений. Еженедельно я провожу совещания с участием представителей Совета предпринимателей, работодателей, бизнес-ассоциаций, представителей налоговой, таможенной служб и профильных министерств. Считаю, что такой откровенный диалог власти и бизнеса будет способствовать подготовке качественного Налогового кодекса.

Идеология Налогового кодекса — это, прежде всего, сокращение количества налогов и упрощение их администрирования. Нынешние разногласия с бизнесом заключаются, прежде всего, в определенном расширении возможностей налоговых органов. С одной стороны, значительная часть экономики сейчас находится в тени, вне налогообложения. С другой стороны, расширение полномочий налоговиков может привести к злоупотреблениям с их стороны. Здесь мы будем искать компромиссы между бизнесом и властью. Разговор с бизнесом идет жесткий, но нерешаемых вопросов я не вижу.

Могу заверить всех, что Налоговый кодекс, не согласованный с бизнесом, принят не будет. Этот документ создается для предпринимателей, а не для налоговиков. Одно из его ключевых назначений — упростить условия ведения бизнеса в Украине. Важно, что расширение базы налогообложения уменьшит нагрузку на добросовестно работающие предприятия.

Комментарии

Николай КУЛАГА, частный предприниматель, Днепропетровск:

— Для того, чтобы украинский бизнес процветал, необходимо ликвидировать теневую экономику и поставить всех предпринимателей в равные условия. Налоги государству должны платить все, независимо от величины бизнеса, и, точно также, государство обязано своевременно возвращать НДС, а не заниматься обманом и манипуляциями. Сейчас многие предприниматели используют следующую схему: они разбивают свой бизнес на части. Например, у каждой бензозаправки есть свой фиктивный хозяин. Это позволяет оформиться “единоналожником” и платить государству налог всего лишь 200 гривен в месяц. При этом они показывают, что их прибыль якобы не превышает установленных пределов. Однако на самом деле сетями заправок владеет один монополист-миллиардер, который таким образом уклоняется от налогов. Такая же схема используется и в других сферах торговли. Налоговики и правоохранительные структуры знают это, но закрывают глаза. Обычно они получают мзду, но не обязательно. Многие представители бизнеса работают “под крышей”. Их покровители сидят в государственных структурах, и потому эти фирмы становятся “неприкасаемыми” для проверок. Европа и США тем и отличаются от нас, что там все работают в равных условиях. Конечно, и там предприниматели пытаются скрывать доходы и уклоняются от уплаты налогов, но если они попадутся, то им точно не поздоровится. Уклонение от налогов там — серьёзнейшее преступление, почти такое, как государственная измена. У нас же оно практикуется сплошь и рядом. Поэтому тотальная коррупция в Украине и является главным препятствием для развития бизнеса. Когда одни официально процветают в льготных условиях, это лишает стимула к нормальной работе других, и практически отменяет конкуренцию, которая, как известно, является двигателем прогресса.

Михаил ПУХТАЕВИЧ, директор малого предприятия “Проспект”, Житомир:

— В любом случае сейчас власть должна пойти на непопулярные шаги. В настоящий момент работать стало тяжелее, но, я думаю, если бы президентом Украины стала Юлия Тимошенко, было бы тоже сложно. Бюджет с дефицитом, наполнять его нужно, и власть хочет сделать это как можно скорее. Думаю, что над новым Налоговым кодексом ее аналитический отдел в этом направлении хорошо поработал, а бизнес-структуры были исключены. И имеем прессинг. А налоговая система должна иметь такие рычаги, которые бы двигали бизнес, быть проще. Потому что она одна из самых сложных в Европе. Там большие налоги, но четкие и понятные правила. Нашу систему налогов следует упростить. И не дергаться туда-сюда. Возможно, стоит, чтобы были привилегии для нового бизнеса, но тогда начнут ими пользоваться, открывая якобы новые предприятия. Нужна упрощенная система регистрации, лицензирования, разрешений. Мы, предприниматели, об этом давно говорим: будто бы созданы единые разрешительные центры, но пусть попробует кто-то начать бизнес и иметь дело с горисполкомом, другими инстанциями. Они, как и раньше, коррумпированы. Борьба с коррупцией должна быть не в том плане, что ликвидировать взятки, потому что они есть и в развитых странах, но не в таких масштабах. Повторяю, нужны четкие и понятные правила. Потому что у нас есть закон, но, кроме него, много других документов, той же налоговой администрации. Не принимают, например, отчеты, если менее 1% отчислений от обращения. Это нигде не прописано, но не берут и все. Иначе, говорят, “задолбаем” проверками. Если бы предприниматели знали — вот мы должны оплатить по закону в бюджеты 10 грн. из 100 грн. прибыли (это условно) или 8 грн. из 100 грн., которые раздать по карманам разных должностных лиц, то мы бы согласились на первый вариант.

Мы не Арабские Эмираты или Россия с их ресурсами. Нам нужно самим зарабатывать, иметь инвестиции из-за границы. Поэтому нужна четкая программа привлечения средств, в том числе — иностранных. Наше государство может выступить серьезным заказчиком на строительство дорог, в том числе — для Евро-2012, жилых домов, других подобных проектов. А вокруг подрядчиков на эти заказы зарабатывало бы много других отраслей, люди получали бы зарплату, эти деньги были бы в обороте в государстве.

Дмитрий ЛИСУН, директор частного сельскохозяйственного предприятия “Плешкані”, село Плешкани, Золотоношский район Черкасской области:

— Судя по всему, правительство хочет усилить налоговое давление на предпринимателей. Я думаю, что это очень большая ошибка. В действительности темпы развития предпринимательства сегодня у нас небольшие. Собственного производителя, как такового, маловато. Вместо того, чтобы усиливать фискальное давление, полномочия и влияния налоговиков, государству нужно, наоборот, уменьшать налоговую нагрузку. У налоговиков и так много прав. Проверки делают постоянно и никаких проблем или препятствий нет. Усиление налогового давления может только отпугнуть собственного производителя.

Мы все обсуждаем проект налогового кодекса, однако практически никто его не читал. Поэтому предпринимателям сложно дать какие-то предложения. По моему, правительству нужно там, где работает производитель и реально производится продукция, минимизировать налоги. Это будет стимулировать увеличение производства. Когда уже существенно увеличится производство, тогда можно и налоги вводить. А когда производства нет — мы просто уничтожаем собственного производителя. Это сегодня происходит везде по всем правилам и законам.

Если говорить конкретно о моем производстве, то мне нужно, чтобы, по крайней мере, не трогали те налоги, которые есть, — земельный и подоходный. В принципе, сегодня в Украине нормальная налоговая база в агропромышленном комплексе, потому АПК более-менее динамически развивается, в отличие от других отраслей. Поэтому, если уже не могут вернуть государственные дотации и поддержку сельскохозяйственного производителя, то, по крайней мере, желательно не увеличивать налоговое давление. Хотя в целом стимулировать тут приток молодых предпринимателей трудно. Уже фактически нет свободной земли для возделывания. Можно лишь как-то развивать животноводство, перерабатывающие предприятия. То есть можно создать какие-то налоговые льготы. Уже не будем говорить о дотациях, потому что их нет, и вряд ли будут, взяв во внимание наш бюджет.

Сегодня крайне необходимо развивать животноводство. Это дает и рабочие места, и наполнение местного бюджета. Чем больше продукции выпускается, чем больше людей в это вовлечено, тем лучше будет жить регион. Об этом нужно думать, а не об увеличении налогов.

Нужно также возрождать производство крупного рогатого скота. Если посмотреть на Россию или Беларусь — там сегодня дают безумные дотации в животноводстве. А у нас — есть информация — планируют вместо дотации на молоко ввести дотацию на корову. В таком случае станет выгодным просто держать хвосты, а не производить продукцию. Поэтому желание только одно — хотя бы не трогайте то, что есть.

Вардкес АРЗУМАНЯН, львовский ресторатор:

— Я предлагаю заглянуть в историю. Когда люди добросовестно исполняли свои финансовые обязанности? Тогда, когда зарабатывали, платили десятину, ходили в церковь, молились и благодарили Бога. По-моему, в новом Налоговом кодексе все должно быть очень просто и четко прописано. Тогда люди будут верить, что все будет хорошо. То есть только тогда народ честно будет отдавать десятину — за уверенность и веру в стабильность.

Алексей СКРЫПНИК, генеральный директор Eleks Software:

— В новом Налоговом кодексе очень много позитивных моментов, но огромная проблема состоит в том, что он не сбалансирован. Я думаю, что причина этого — желание принять кодекс до 1 января, то есть он сделан поспешно. С другой стороны, новый Налоговый кодекс готовят для того, чтобы лишить людей возможности нарушений. Вместо того, чтобы сделать его таким, чтобы люди развивались. То есть, идеология нового кодекса построена в противовес налоговым кодексам других стран, где людям дают полноценную возможность и, главное, заинтересованность развивать бизнес. По-моему, новый налоговый кодекс, с одной стороны, закрывает очень много лазеек. С другой — при новых условиях в тень будут переводиться интеллектуальные виды деятельности, и очень сложно будет работать юристам, программистам, финансистам, то есть тем, кто зарабатывает головой. Резюмируя, скажу, что в новый кодекс, к сожалению, не заложен инновационный момент. Что в настоящий момент представляет собой Украина? Это металлургия и немножко сельского хозяйства. Поэтому, в новом кодексе нет философии развития — в нем не заложено будущее. А без этой идеи теряется позитивный момент этого очень важного документа.

Леонид КОЗЯРЧУК, предприниматель, мастер по ремонту дельтапланов, село Елизаветин Рожищенского района Волынской области:

— Работать и платить налоги нужно, это однозначно. Но они должны быть в разумных размерах. Тогда их все будут платить, и от этого будет эффект как человеку, так и государству. В настоящее же время, каждая новая власть начинает с налогами мудрить. Как зарегистрированный предприниматель, я работаю уже 10 лет, никогда не имел, потому что не было потребности, наемных рабочих. Мне выгодно работать на едином налоге, на счет местного сельсовета я плачу в месяц 85 гривен. Было вообще 50, но немного повысили, это терпимо. Если задержишь выплаты хоть на день, тебе уже присылают письмо из налоговой и сразу начисляется пеня. Кто же против? Как говорят, заплати вовремя и спи спокойно. Но в какое-то время значительно возросли выплаты для таких предпринимателей, как я, в Пенсионный фонд. В месяц я должен был платить до тысячи гривен. Как порядочный и честный предприниматель, я часть этой суммы уплатил, хотя никого не интересовало, как это мне дается. А затем эти выплаты прекратили. Такие шараханья к добру не приводят. И в нашем Елизаветине, и в окружающих селах немало предпринимателей средней, скажем так, руки просто прекратили свою деятельность. Кто-то поставлял в села продукты и другие вещи повседневного спроса, моя одноклассница предоставляла ветеринарные услуги, а если бы вы знали, как они нужны сегодня в селе! Проект правительственного Налогового кодекса производит впечатление, что ни малый, ни средний бизнес это государство просто не интересуют, как ни интересовали и предыдущую власть. Нас приравняют к олигархам, и мы просто исчезнем как класс. В проекте я не нашел того, чего ожидают мелкие бизнесмены: речь шла о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса, но сейчас — молчок. Удивляет, что налоговики, согласно новым требованиям, будут иметь право зайти в мою квартиру, как субъекта хозяйствования. Это прямо нарушает Конституцию и права человека, и это недопустимо.

Власть должна понять, что предприниматели в своей подавляющей массе люди честные, любят свое государство и готовы платить налоги, но в разумных пределах. Эффективным предпринимательство будет лишь тогда, когда его эффективность поймут законодатели, потому что мы на местах это давно поняли.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Татьяна КОЗЫРЕВА, Наталья МАЛИМОН, Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2010-06-25 18:33:59] [ Аноним с адреса 213.151.17.* ]

Достаточно убивать предпринимательство. Правила игры должны быть едиными для всех субъектов предпринимательской деятельности. Суть моих предложений состоит в следующем: 1).Законодательно ввести в действие еженедельную выплату зарплат, пенсий, пособий,стипендий, прочих выплат. 2) В рамках борьбы с фиктивными субъектами предпринимательской деятельности произвести в квартальный срок (в дальнейшем производить ежегодно) полную перерегистрацию всех субъектов хозяйственной деятельности (включая физических лиц-предпринимателей), с дальнейшей выдачей (органами госстата) паспорта субъекта хозяйственной деятельности, в котором должны быть указаны следующие данные: - полное название субъекта хозяйствования; - дата регистрации; - дата последней перерегистрации; - код ЕГРПОУ; - адреса: юридический и почтовый; - Ф.И.О. руководителя; - банковские реквизиты с указанием № договора (ов) на банковское обслуживание субъекта хозяйствования.При отсутствии расчётного(ых) счёта(ов) в банке(ах) в регистрации (перерегистрации) отказывать. 3).Создать доступную всем базу данных субъектов хозяйственной деятельности, ко

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.