Одно из ключевых назначений проекта Налогового кодекса — упростить условия ведения бизнеса в Украине. Но добросовестные предприниматели, с которыми общался “День”, сомневаются, что авторы проекта прислушиваются к их мнению. За последние двадцать лет они учились выживать в условиях сверхсложной да еще и коррумпированной системы налогообложения и особенно благоприятного климата от государства не ожидают.
Предприимчивость заложена в генах украинцев. Ее не смогла полностью искоренить даже всесильная советская машина. Разумеется, этого не сможет сделать и несовершенный Налоговый кодекс. Но зачем же душить украинцев налогами, если потенциал бизнес-гена можно превратить в украинское экономическое чудо?
“День” обратился к украинским предпринимателям-практикам с вопросом: как на законодательном уровне создать условия, чтобы высвободить энергию украинцев для раскованной бизнес-инициативы? Как сделать так, чтобы Налоговый кодекс был выгоден предпринимателям и эффективен для государства?
ОТ АВТОРА...
Сергей ТИГИПКО, вице-премьер-министр Украины по экономическим вопросам:
— Безусловно, проект Налогового кодекса требует доработки, ведь это — рабочий документ, который сегодня дорабатывается при активном участии предпринимателей, власти и общественности. Относительно критики этого документа: все конструктивные замечания правительство рассматривает как возможные варианты для совершенствования тех или иных его положений. Еженедельно я провожу совещания с участием представителей Совета предпринимателей, работодателей, бизнес-ассоциаций, представителей налоговой, таможенной служб и профильных министерств. Считаю, что такой откровенный диалог власти и бизнеса будет способствовать подготовке качественного Налогового кодекса.
Идеология Налогового кодекса — это, прежде всего, сокращение количества налогов и упрощение их администрирования. Нынешние разногласия с бизнесом заключаются, прежде всего, в определенном расширении возможностей налоговых органов. С одной стороны, значительная часть экономики сейчас находится в тени, вне налогообложения. С другой стороны, расширение полномочий налоговиков может привести к злоупотреблениям с их стороны. Здесь мы будем искать компромиссы между бизнесом и властью. Разговор с бизнесом идет жесткий, но нерешаемых вопросов я не вижу.
Могу заверить всех, что Налоговый кодекс, не согласованный с бизнесом, принят не будет. Этот документ создается для предпринимателей, а не для налоговиков. Одно из его ключевых назначений — упростить условия ведения бизнеса в Украине. Важно, что расширение базы налогообложения уменьшит нагрузку на добросовестно работающие предприятия.
Комментарии
Николай КУЛАГА, частный предприниматель, Днепропетровск:
— Для того, чтобы украинский бизнес процветал, необходимо ликвидировать теневую экономику и поставить всех предпринимателей в равные условия. Налоги государству должны платить все, независимо от величины бизнеса, и, точно также, государство обязано своевременно возвращать НДС, а не заниматься обманом и манипуляциями. Сейчас многие предприниматели используют следующую схему: они разбивают свой бизнес на части. Например, у каждой бензозаправки есть свой фиктивный хозяин. Это позволяет оформиться “единоналожником” и платить государству налог всего лишь 200 гривен в месяц. При этом они показывают, что их прибыль якобы не превышает установленных пределов. Однако на самом деле сетями заправок владеет один монополист-миллиардер, который таким образом уклоняется от налогов. Такая же схема используется и в других сферах торговли. Налоговики и правоохранительные структуры знают это, но закрывают глаза. Обычно они получают мзду, но не обязательно. Многие представители бизнеса работают “под крышей”. Их покровители сидят в государственных структурах, и потому эти фирмы становятся “неприкасаемыми” для проверок. Европа и США тем и отличаются от нас, что там все работают в равных условиях. Конечно, и там предприниматели пытаются скрывать доходы и уклоняются от уплаты налогов, но если они попадутся, то им точно не поздоровится. Уклонение от налогов там — серьёзнейшее преступление, почти такое, как государственная измена. У нас же оно практикуется сплошь и рядом. Поэтому тотальная коррупция в Украине и является главным препятствием для развития бизнеса. Когда одни официально процветают в льготных условиях, это лишает стимула к нормальной работе других, и практически отменяет конкуренцию, которая, как известно, является двигателем прогресса.
Михаил ПУХТАЕВИЧ, директор малого предприятия “Проспект”, Житомир:
— В любом случае сейчас власть должна пойти на непопулярные шаги. В настоящий момент работать стало тяжелее, но, я думаю, если бы президентом Украины стала Юлия Тимошенко, было бы тоже сложно. Бюджет с дефицитом, наполнять его нужно, и власть хочет сделать это как можно скорее. Думаю, что над новым Налоговым кодексом ее аналитический отдел в этом направлении хорошо поработал, а бизнес-структуры были исключены. И имеем прессинг. А налоговая система должна иметь такие рычаги, которые бы двигали бизнес, быть проще. Потому что она одна из самых сложных в Европе. Там большие налоги, но четкие и понятные правила. Нашу систему налогов следует упростить. И не дергаться туда-сюда. Возможно, стоит, чтобы были привилегии для нового бизнеса, но тогда начнут ими пользоваться, открывая якобы новые предприятия. Нужна упрощенная система регистрации, лицензирования, разрешений. Мы, предприниматели, об этом давно говорим: будто бы созданы единые разрешительные центры, но пусть попробует кто-то начать бизнес и иметь дело с горисполкомом, другими инстанциями. Они, как и раньше, коррумпированы. Борьба с коррупцией должна быть не в том плане, что ликвидировать взятки, потому что они есть и в развитых странах, но не в таких масштабах. Повторяю, нужны четкие и понятные правила. Потому что у нас есть закон, но, кроме него, много других документов, той же налоговой администрации. Не принимают, например, отчеты, если менее 1% отчислений от обращения. Это нигде не прописано, но не берут и все. Иначе, говорят, “задолбаем” проверками. Если бы предприниматели знали — вот мы должны оплатить по закону в бюджеты 10 грн. из 100 грн. прибыли (это условно) или 8 грн. из 100 грн., которые раздать по карманам разных должностных лиц, то мы бы согласились на первый вариант.
Мы не Арабские Эмираты или Россия с их ресурсами. Нам нужно самим зарабатывать, иметь инвестиции из-за границы. Поэтому нужна четкая программа привлечения средств, в том числе — иностранных. Наше государство может выступить серьезным заказчиком на строительство дорог, в том числе — для Евро-2012, жилых домов, других подобных проектов. А вокруг подрядчиков на эти заказы зарабатывало бы много других отраслей, люди получали бы зарплату, эти деньги были бы в обороте в государстве.
Дмитрий ЛИСУН, директор частного сельскохозяйственного предприятия “Плешкані”, село Плешкани, Золотоношский район Черкасской области:
— Судя по всему, правительство хочет усилить налоговое давление на предпринимателей. Я думаю, что это очень большая ошибка. В действительности темпы развития предпринимательства сегодня у нас небольшие. Собственного производителя, как такового, маловато. Вместо того, чтобы усиливать фискальное давление, полномочия и влияния налоговиков, государству нужно, наоборот, уменьшать налоговую нагрузку. У налоговиков и так много прав. Проверки делают постоянно и никаких проблем или препятствий нет. Усиление налогового давления может только отпугнуть собственного производителя.
Мы все обсуждаем проект налогового кодекса, однако практически никто его не читал. Поэтому предпринимателям сложно дать какие-то предложения. По моему, правительству нужно там, где работает производитель и реально производится продукция, минимизировать налоги. Это будет стимулировать увеличение производства. Когда уже существенно увеличится производство, тогда можно и налоги вводить. А когда производства нет — мы просто уничтожаем собственного производителя. Это сегодня происходит везде по всем правилам и законам.
Если говорить конкретно о моем производстве, то мне нужно, чтобы, по крайней мере, не трогали те налоги, которые есть, — земельный и подоходный. В принципе, сегодня в Украине нормальная налоговая база в агропромышленном комплексе, потому АПК более-менее динамически развивается, в отличие от других отраслей. Поэтому, если уже не могут вернуть государственные дотации и поддержку сельскохозяйственного производителя, то, по крайней мере, желательно не увеличивать налоговое давление. Хотя в целом стимулировать тут приток молодых предпринимателей трудно. Уже фактически нет свободной земли для возделывания. Можно лишь как-то развивать животноводство, перерабатывающие предприятия. То есть можно создать какие-то налоговые льготы. Уже не будем говорить о дотациях, потому что их нет, и вряд ли будут, взяв во внимание наш бюджет.
Сегодня крайне необходимо развивать животноводство. Это дает и рабочие места, и наполнение местного бюджета. Чем больше продукции выпускается, чем больше людей в это вовлечено, тем лучше будет жить регион. Об этом нужно думать, а не об увеличении налогов.
Нужно также возрождать производство крупного рогатого скота. Если посмотреть на Россию или Беларусь — там сегодня дают безумные дотации в животноводстве. А у нас — есть информация — планируют вместо дотации на молоко ввести дотацию на корову. В таком случае станет выгодным просто держать хвосты, а не производить продукцию. Поэтому желание только одно — хотя бы не трогайте то, что есть.
Вардкес АРЗУМАНЯН, львовский ресторатор:
— Я предлагаю заглянуть в историю. Когда люди добросовестно исполняли свои финансовые обязанности? Тогда, когда зарабатывали, платили десятину, ходили в церковь, молились и благодарили Бога. По-моему, в новом Налоговом кодексе все должно быть очень просто и четко прописано. Тогда люди будут верить, что все будет хорошо. То есть только тогда народ честно будет отдавать десятину — за уверенность и веру в стабильность.
Алексей СКРЫПНИК, генеральный директор Eleks Software:
— В новом Налоговом кодексе очень много позитивных моментов, но огромная проблема состоит в том, что он не сбалансирован. Я думаю, что причина этого — желание принять кодекс до 1 января, то есть он сделан поспешно. С другой стороны, новый Налоговый кодекс готовят для того, чтобы лишить людей возможности нарушений. Вместо того, чтобы сделать его таким, чтобы люди развивались. То есть, идеология нового кодекса построена в противовес налоговым кодексам других стран, где людям дают полноценную возможность и, главное, заинтересованность развивать бизнес. По-моему, новый налоговый кодекс, с одной стороны, закрывает очень много лазеек. С другой — при новых условиях в тень будут переводиться интеллектуальные виды деятельности, и очень сложно будет работать юристам, программистам, финансистам, то есть тем, кто зарабатывает головой. Резюмируя, скажу, что в новый кодекс, к сожалению, не заложен инновационный момент. Что в настоящий момент представляет собой Украина? Это металлургия и немножко сельского хозяйства. Поэтому, в новом кодексе нет философии развития — в нем не заложено будущее. А без этой идеи теряется позитивный момент этого очень важного документа.
Леонид КОЗЯРЧУК, предприниматель, мастер по ремонту дельтапланов, село Елизаветин Рожищенского района Волынской области:
— Работать и платить налоги нужно, это однозначно. Но они должны быть в разумных размерах. Тогда их все будут платить, и от этого будет эффект как человеку, так и государству. В настоящее же время, каждая новая власть начинает с налогами мудрить. Как зарегистрированный предприниматель, я работаю уже 10 лет, никогда не имел, потому что не было потребности, наемных рабочих. Мне выгодно работать на едином налоге, на счет местного сельсовета я плачу в месяц 85 гривен. Было вообще 50, но немного повысили, это терпимо. Если задержишь выплаты хоть на день, тебе уже присылают письмо из налоговой и сразу начисляется пеня. Кто же против? Как говорят, заплати вовремя и спи спокойно. Но в какое-то время значительно возросли выплаты для таких предпринимателей, как я, в Пенсионный фонд. В месяц я должен был платить до тысячи гривен. Как порядочный и честный предприниматель, я часть этой суммы уплатил, хотя никого не интересовало, как это мне дается. А затем эти выплаты прекратили. Такие шараханья к добру не приводят. И в нашем Елизаветине, и в окружающих селах немало предпринимателей средней, скажем так, руки просто прекратили свою деятельность. Кто-то поставлял в села продукты и другие вещи повседневного спроса, моя одноклассница предоставляла ветеринарные услуги, а если бы вы знали, как они нужны сегодня в селе! Проект правительственного Налогового кодекса производит впечатление, что ни малый, ни средний бизнес это государство просто не интересуют, как ни интересовали и предыдущую власть. Нас приравняют к олигархам, и мы просто исчезнем как класс. В проекте я не нашел того, чего ожидают мелкие бизнесмены: речь шла о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса, но сейчас — молчок. Удивляет, что налоговики, согласно новым требованиям, будут иметь право зайти в мою квартиру, как субъекта хозяйствования. Это прямо нарушает Конституцию и права человека, и это недопустимо.
Власть должна понять, что предприниматели в своей подавляющей массе люди честные, любят свое государство и готовы платить налоги, но в разумных пределах. Эффективным предпринимательство будет лишь тогда, когда его эффективность поймут законодатели, потому что мы на местах это давно поняли.
Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Татьяна КОЗЫРЕВА, Наталья МАЛИМОН, Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ
Достаточно убивать предпринимательство. Правила игры должны быть едиными для всех субъектов предпринимательской деятельности. Суть моих предложений состоит в следующем: 1).Законодательно ввести в действие еженедельную выплату зарплат, пенсий, пособий,стипендий, прочих выплат. 2) В рамках борьбы с фиктивными субъектами предпринимательской деятельности произвести в квартальный срок (в дальнейшем производить ежегодно) полную перерегистрацию всех субъектов хозяйственной деятельности (включая физических лиц-предпринимателей), с дальнейшей выдачей (органами госстата) паспорта субъекта хозяйственной деятельности, в котором должны быть указаны следующие данные: - полное название субъекта хозяйствования; - дата регистрации; - дата последней перерегистрации; - код ЕГРПОУ; - адреса: юридический и почтовый; - Ф.И.О. руководителя; - банковские реквизиты с указанием № договора (ов) на банковское обслуживание субъекта хозяйствования.При отсутствии расчётного(ых) счёта(ов) в банке(ах) в регистрации (перерегистрации) отказывать. 3).Создать доступную всем базу данных субъектов хозяйственной деятельности, ко
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
16:20 27 ноября
16:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.