Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Атака на “ДНК”

[10:37 27 мая 2011 года ] [ День, № 90-91, 27 мая 2011 ]

Вчера в Третьяковской галерее в Москве по инициативе российского президента Дмитрия Медведева открылась масштабная выставка “Святая Русь”, которая позже будет представлена также в Санкт-Петербурге.

Российские СМИ сообщают, что она посвящена древнерусской культуре, а на сайте Третьяковской галереи она названа “уникальной по масштабу и значимости выставкой шедевров российского искусства X—XIX веков”. В сущности же, этой экспозицией Россия атакует украинскую “ДНК” и идентификацию, сплошь приватизируя историю и культурное наследие Украины времен Киевской Руси.

В действительности эта экспозиция (правда, с некоторыми изменениями) выставляется уже во второй раз. А впервые она была представлена в сердце художественной Европы — Парижском Лувре под названием “Holy Russia” (в переводе “Святая Россия”): “Российское искусство от Начал до Петра Великого”. В Москве же ее название зазвучало уже как “Святая Русь”. Почувствуйте, как говорят, разницу и подмену понятий. Кстати, “Holy Russia” в Лувре была организована при поддержке “Газпрома”.

Информацию о выставке до сих пор можно найти на официальном сайте музея louvre.fr. Представили ее как “последовательное знакомство с древнерусской культурой — от скифских каменных баб до архитектурного макета Смольного монастыря в Петербурге”. А продолжалась она в течение почти трех месяцев прошлого года

Собственно, “День” уже вспоминал об этой экспозиции. Львовский искусствовед Христина Березовская, которая случайно стала ее свидетелем, писала в материале для “Дня”: “На центральном табло этой экспозиции — фотография нашей Софии Киевской с подписью: “Российский памятник, который расположен на территории Украины”. А рядом — немало украинских икон — Владимирская, Петровская Богоматерь ХІІ в., тоже представленных как образцы российского искусства. Мы знаем, что иконописная российская школа возникла только в ХVII в., то есть даже хронологически эти иконы не могут быть российскими. Но... Металлические нашивные украшения из Толстой Могилы, галицкие колты с орнитоморфными эмалевыми изображениями и немало других предметов из собственно украинского художественного “фонда” были представлены на выставке в Лувре как образцы “российского искусства”. И именно это “российское искусство” французские журналисты послушно и бездумно “пиарили” на страницах своих газет и журналов. Для рядовых французов разницы между словами Russia и Rouse нет”. Христина даже описывала, как “украинская диаспора обратилась в Лувр с письмом, в котором выразила свое удивление: как такое уважаемое учреждение с высоким кредитом доверия элементарно не проверило достоверность информации? В ответ прозвучало: “Вам самостоятельно нужно защищать свою культуру”.

Это не что иное, как информационно-культурно-генетическая война, которая ведется против Украины и на ее собственной территории, и в мире, и о которой Украина часто даже не догадывается. Парадокс, но Россия в Европе чувствует себя значительно свободнее и раскованнее, чем Украина, она может значительно больше себе позволить. В частности, за счет бюджетов, которыми распоряжается. Так или иначе, организовать выставку в Лувре — удовольствие не из дешевых. Но смущает в первую очередь другое. С тем, что нам “самостоятельно нужно защищать свою культуру”, не поспоришь, но и Лувр — не рядовая выставочная площадка, а как и любой (а в действительности далеко не любой) музей, он является прежде всего научным (!) учреждением... которое включается в процесс легитимизации, по-видимому, одной из самых масштабных фальсификаций в истории человечества. Освящая “Святую Русь”, Лувр, сознательно или нет, отрицает украинскую идентичность и Украину как часть европейского пространства. Не наилучший сигнал для Украины. Опять.

Россия декларирует свою святость, но в то же время остается верной Сталину. Во время одной из дискуссий, посвященной десталинизации, в эфире российского телеканала “Совершенно секретно” один из экспертов сказал: те, кто зарится на образ Сталина, должны иметь в виду, что 90% современной российской идентичности — это Сталин; поэтому тот, кто его атакует, — разваливает Россию. Производя христианский флер на экспорт и для внутреннего потребления, Россия не может распроститься ни со своим советским наследием (за которым немало вовсе не христианских поступков), ни с более ранним имперским, которое так же сложно обвинить в чрезмерной христианской нравственности. В этом состоит большой российский парадокс, который Европа упрямо не желает замечать (видя в нем все что угодно — эксцентричность, бескрайность русской души, — только не то, что есть в действительности) и жертвой которого была да еще до сих пор является Украина.

Луврская выставка имела грандиозный (даже по меркам Парижского музея) успех среди публики и прессы. Ее посетило около 260 тысяч человек. И как, интересно, Украина собирается преодолевать эту тотальную ложь общемирового масштаба? Возможно, нам снова помогут Гарнюня и Спрытко, послы нашей идентичности в мире?

Существенная вещь. Как отметила в интервью gazeta.ru куратор выставки “Святая Русь” Наталия Шередега, среди экспонатов, выставленных в Третьяковке, есть... фрагменты росписи Десятинной церкви в Киеве. Именно той, которую в позапрошлую ночь без лишних церемоний захватил Московский патриархат (подробнее о ситуации и по этому поводу — в комментариях экспертов читайте на странице “Общество”). А это значит, что наше “ДНК” продолжают атаковать. На разных направлениях и с разным уровнем агрессии. Хотя методы “обращения”, в сущности, не слишком-то и изменились. Выставка в Третьяковке, которая удивительным образом перекликнулась с актуальными событиями в Киеве вокруг Десятинной церкви, выглядит как продолжение очень старой истории о мире цивилизованном и мире варварском; о мире христианском и, как писали на средневековых картах в направлении Востока: “hic sunt leones”, то есть территорию, где “живут львы”, об угрожающей и хищной земле, в “святости” которой не осталось больше ничего святого.

Мария ТОМАК, Иван КАПСАМУН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.