Типичный пример — план модернизации парка 122-мм реактивных систем залпового огня БМ-21 “Град”. Сама система показала себя крайне эффективной в ходе боевых действий на Донбассе. Однако вот беда — доставшиеся после распада Союза шасси оказались не ремонтопригодными в силу того, что их производство полностью осталось за пределами страны.
И, кстати, это прекрасно понимали наши военные, которые еще с середины 1990-х гг. запустили программу создания собственного клона “Града”. Причем на тот момент вопрос производства артиллерийской части не стоял — на складах такого добра было более чем достаточно. Занялись заменой шасси. Понятно, что выбора особого не было и новые машины проектировались под грузовое шасси от Кременчугского автозавода.
В итоге появилось сразу несколько машин. Так, например, РСЗО “Верба” от Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. А. А. Морозова на шасси КрАЗ-6322. Машина и по нынешним временам весьма инновационная — кабина (правда, небронированная) на 5 мест, современная на тот момент система управление огнем, прицел и перезарядка осуществляются в автоматическом режиме из кабины, без непосредственного вмешательства расчета в ее работу.
Недостатком стоит признать возможность перезарядки исключительно с помощью специальной машины (а не вручную, как на БМ-21), что в некоторой степени сдерживает принятие на вооружение этого варианта.
Стоит сказать, что в 2008 г. на вооружение украинской армии был принят один вариант на отечественной базе — КрАЗ-6322 — под названием “Бастион-1”. Хотя на параде августа 2014 года был парадный расчет этих машин, в войсках их не было никогда. По всей видимости, принятие на вооружение было формальностью (как, например, в случае с танком “Оплот”) для возможности налаживания поставок за рубеж.
Был разработан и вариант “Бастион-2” с удлиненной базой и возможностью размещения дополнительного боекомплекта, однако дальше трех опытных образцов (как и “Бастион-1”) дело не пошло.
Были попытки установки пакета от БМ-21 и на другие шасси от КрАЗа — например, на КрАЗ-6322-120-82 или КрАЗ-260. Кстати, последний вариант под названием БМ-21К в том же 2008 г. даже был допущен к государственным испытаниям, но пока они шли, армия отказалась от КрАЗ-260 как основного армейского грузовика, и дальнейшие работы в этой связи были свернуты, а готовые машины отправлены на хранение.
В итоге, когда в 2015 г. начался процесс перевооружения армии оказалось, что годного варианта для замены старенького “Града” фактически нет. И тут началась форменная чехарда, которая, увы не завершилась и поныне.
На прошлогодней выставке “Зброя та безпека-2018” был представлен практически эталонный образец для замены — БМ-21УМ “Берест” от ГП “Шепетовский ремонтный завод”, входящего в состав государственного концерна “Укроборонпром”.
В качестве базы — перспективное грузовое шасси КрАЗ-5401НЕ производства Кременчугского автозавода с дизельным двигателем китайского производства мощностью до 300 л. с. Впрочем, в конкретном образце много чего китайского — коробка передач, мосты и даже собственно кабина — военной серии SX марки Shaanxi (локализованная версия германской MAN).
По уверению производителей, автомобиль способен развивать скорость более 90 км/ч как в городских условиях, так и в условиях полного бездорожья. И буквально на днях они это продемонстрировали, выложив видео ходовых испытаний БМ-21УМ.
Пусковая установка для БМ-21УМ основывается на существующих агрегатах БМ-21, но при этом претерпела некоторые изменения. Самое главное из которых — увеличение направляющих для реактивных снарядов с 40 (как на советском образце) до 50. А кроме этого стоит добавить современное оборудование, которое позволяет расчету осуществлять подготовку к стрельбе и вести огонь, не покидая кабины. Рабочие места экипажа оснащены всеми необходимыми устройствами — у командира имеются пульт управления пусковой установкой, навигационная система отечественного производства, средства связи и даже видеокамера заднего вида для визуального контроля работы пусковой установки.
Казалось бы, лучшего варианта не существует (и база отечественная и огневые возможности возросли), но по непонятным причинам машина военных не заинтересовала.
И вот на нынешнюю выставку все тот же Шепетовский ремонтный завод, но уже вместе с чешской компанией Excalibur Army выкатывает еще один вариант модернизации — БМ-21МТ. Тут никакими 50-ю стволами не пахнет, по сути изменилась только база — это чешская TATRA T815-7T3R2T с пневматической подвеской. Машина по сравнению с “Берестом” стала легче, однако в целом необходимо отметить, что характеристики не такие уж и выдающиеся.
И как видится главный минус — запасные части для этой TATR-ы надо будет покупать за рубежом. Что как показали события “после 2014 г.”, это является не самым лучшим вариантом для нас. Конечно, к КРАЗу есть претензии у военных, однако все они решаемые и в целом наличие собственного автомобильного производства большой плюс для воюющей страны.
Снова-таки в очередной раз хотелось бы сказать и об унификации шасси — ведь такой “разброд и шатания”, какие наблюдаются сейчас просто недопустимы для современной армии. Организовать нормальную логистику и поставку запчастей просто невозможно. И в итоге резко падает общая боеготовность. Поэтому очень хотелось бы чтобы военные (прежде всего, конечно, военное руководство) уже определилось со стандартными армейскими грузовиками. А вот уже на их базе можно будет разрабатывать и специальные машины, в том числе и РСЗО.
Михаил ЖИРОХОВ
Что скажете, Аноним?
[22:04 28 ноября]
[07:00 28 ноября]
20:10 28 ноября
20:00 28 ноября
19:50 28 ноября
19:40 28 ноября
16:40 28 ноября
16:00 28 ноября
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.