Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Аренда газовых хранилищ даст Украине еще 12 Севастополей

[09:42 20 ноября 2010 года ] [ Комментарии, № 44, 19 ноября 2010 ]

Созданные в 2007 году военизированные подразделения трубопроводных войск ВС РФ в составе ОАО “Газпром” наконец-то смогут найти работу.

В начале ноября украинско-российский газотранспортный консорциум, ранее создававшийся с целью строительства, решил перепрофилироваться. Теперь его главной задачей станет аренда, которая вряд ли сможет приносить стабильную прибыль без обеспечения надежной охраны российских арендаторов от украинского арендодателя

Международный консорциум по развитию ГТС Украины был создан еще в 2004 году, и основной его миссией на тот момент должно было стать строительство дополнительных газопроводов на территории Украины и России. Но, похоже, сейчас концепция немного поменялась: учредительный совет ООО решил выйти с законодательной инициативой о перспективах участия консорциума в управлении и развитии ГТС Украины и в эксплуатации отдельных западноукраинских ПХГ на условиях аренды или в другой форме.

Официальный Киев традиционно молчит. Более подробно осветила вопрос российская пресса, которая в один голос начала твердить, что ООО взялось за аренду, потому что в очередной раз, чуть ли не седьмой с момента его создания до весны 2011 года, было отложено выполнение прединвестиционной стадии, предполагающей расчет ТЕО строительства дополнительной газопроводной нитки Богородчаны — Ужгород.

СТРОИЛИ ТРУБУ, ПОСТРОИЛИ АРЕНДУ

Много лет назад учредители ООО “Нафтогаз Украины” и “Газпром” обязались сразу после старта прединвестиционной стройки (Богородчаны — Ужгород) начать еще и инвестиционную фазу: строительство нового газопровода Новопсков — Богородчаны к дополнительной нитке на Ужгород. Эта фаза должна была завершиться привлечением третьих сторон, как предполагалось, дочерних и партнерских компаний “Газпрома” в Германии, для реализации завершающей фазы работы ООО. Ею значится строительство газопровода Александров Гай — Новопсков для создания условий повышения прокачки газа в Украину и далее в ЕС из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

На протяжении последних лет эти планы неоднократно пересматривались, и теперь, со слов представителей “Газпрома”, новая идеологическая концепция развития ООО выглядит примерно так: сначала заработаем на ПХГ, а потом, может быть, на заработанные деньги что-то и построим. Это разительно отличается от предыдущих планов: сейчас уже никто не говорит о строительстве, ни тем более о Средней Азии, для растущего экспорта которой, собственно, в начале 2000 годов и создавался консорциум.

В первые дни ноября, когда перспектива перепрофилирования консорциума стала фактом, бесцеремонный отказ от ранее данных ЕС обещаний о “строительном характере” работы ООО вызвал бурю эмоций у киевской прессы. Основа критики сводилась к обвинению власти в очередной сдаче национальных интересов, упустив в то же время более важный момент — по сути, сейчас “Газпром” дает прямое указание Минтопэнерго Украины вынести на рассмотрение местного парламента (как будто он какая-нибудь российская приуральская губернская дума) законодательную инициативу, позволяющую арендовать государственные ПХГ одной-единственной компанией. Будет ли реализовано это указание — стратегический вопрос политической воли нынешней украинской власти. В то же время как бы дальше ни пошла инициатива аренды, в этом процессе не трудно найти слабые места для удара со стороны оппонентов.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КРИТИКИ: ТАРИФЫ

Одной такой оплошностью можно считать то, что “Газпром” даже не намекнул о предполагаемой стоимости аренды. Формируется она сегодня довольно просто — на основании договора №3/04 от 19.01.2009 года между “Газпромом” и “Нафтогазом Украины”. В указанный контракт (что весьма важно для успеха сторонников нынешнего проекта аренды) заложены безбожно устаревшие ставки тарифа на использование ПХГ, принятые НКРЭ еще в 2000 году. Суммарно они составляют $2,25/тыс. м3 (для сравнения, в странах ЕС такие платежи больше чуть ли не в десять раз). Самым дорогим составляющим платежом этих общих тарифных начислений была ставка на хранение газа — 6 грн./тыс. м3. Закачка газа и отбор, соответственно, составляли 3 грн./тыс. м3. Кстати, в 2006 году украинская регулирующая инстанция, НКРЭ, почти в три раза увеличила общие тарифы на хранение газа в ПХГ для внутренних потребителей — до более 33,5 грн./тыс. м3. Но “Газпрома” это повышение не коснулось. Исходя из такой тарифной неприкасаемости, возникает вопрос: какой же еще цены от Украины хочет “Газпром”, если он по указанному контракту и без того имеет демпинговую цену общих тарифов в 11—12 грн./тыс. м3? Одну гривню, две или три?

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КРИТИКИ: КТО КОГО ОХРАНЯЕТ, ТОТ ТОГО И ИМЕЕТ

В отличие от угрозы коммерческого ущерба есть еще одна оплошность, допущенная при подготовке проекта перепрофилирования “строительного” газотранспортного консорциума в арендное предприятие. Дело в том, что со времени первичного формирования планов работы консорциума (в 2003—2004 годах) Россия серьезно изменила свою трубопроводную политику. В частности в РФ была принята доктрина Энергетической безопасности, которая, по сути, дала Кремлю право считать российскими стратегическими объектами газопроводную инфраструктуру соседних стран. Затем, в 2007 году, Кремль взялся за усиление “трубопроводных” войск, наделив “Газпром” правом содержания собственных военизированных формирований (с охраной и службой безопасности их перепутать сложно). Страны Восточной Европы, входящие в ЕС, подобным поворотом российской политики особо не возмутились, поскольку почти все они входят в атлантическую систему безопасности. Иное дело со странами Средней Азии. Кроме очень богатого газом Туркменистана, эти страны все как одна входят в систему коллективной безопасности ОДКБ СНГ (“Ташкентского пакта”), работа которой предполагает довольно-таки высокий уровень взаимного согласования военных планов, в том числе планов военной защиты компрессорных станций и хранилищ газа.

С Украиной, с этой точки зрения, все еще хуже. Она не входит ни в одну из систем безопасности. Соответственно, выглядит почти идеальным плацдармом для отработки новых российских амбиций по контролю над “стратегически важными транспортными объектами за пределами границ РФ”. В Белоруссии, например, эти амбиции уже давно имеют вид регулярных маневров российских войск в районах расположения газокомпрессорных станций и газопроводов. Очередь, судя по всему, за Украиной. “Газпром” вряд ли откажется от возможности, пользуясь случаем, расположить в Западной Украине, где находятся подземные газовые хранилища, свои войска. А значит, Украина имеет все шансы получить еще 12 военных российских баз на своей территории.

Андрей СТАРОСТИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.