Такое обещание озвучил председатель Национального банка Украины Сергей Арбузов, уточнив, что деньги будут использованы ведомством для регулирования платежного баланса.
Предыдущие транши МВФ распределялись между Национальным банком и правительством, что противоречило изначальной идее финансирования фондом дисбалансов платежных балансов стран-реципиентов. “Деньги в большинстве случаев получает центральный банк страны для увеличения своих резервов, а не целей государственного бюджета”,— говорит аналитик инвестиционной компании “Ренессанс Капитал” Анастасия Головач. И только для Украины и еще нескольких стран, учитывая специфику протекания кризиса, были сделаны исключения.
Но на этот раз прямого перетекания средств транша в бюджет не получится. Господин Арбузов намерен использовать их по назначению — увеличить валютные резервы центрального банка в преддверии следующего года, когда запланированы значительные выплаты по внешним займам со стороны правительства.
Напомним, в договоре между властями Украины и МВФ о предоставлении кредитной линии в размере $15 млрд. было предусмотрено выделение около $2 млрд. для целей финансирования дефицита бюджета (эти деньги уже были направлены в бюджет 2010 г.). Остальная часть кредита (около $13 млрд.) должна быть использована для пополнения резервов НБУ. “Разница в таком использовании средств состоит в том, что резервы НБУ не смогут пустить на финансирование расходов бюджета. Они будут идти только на валютные интервенции, то есть для сглаживания колебаний спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и для расчетов по внешним обязательствам страны”,— поясняет экономист ИК “Тройка Диалог Украина” Ирина Пионтковская. По ее словам, средства МВФ будут находиться в резервах НБУ до того момента, пока не возникнет необходимость их использования для целей платежного баланса.
Кабмину при таком развитии сценария придется выходить на рынок и покупать за гривню валюту у центрального банка, и таким образом рассчитываться по своим долгам.
В то же время аналитик ИК Phoenix Capital Александр Лозовой хоть и считает поступление транша кредита в резервы центробанка нормой, с другой стороны, отмечает присутствие и негативных факторов. “Важность продолжения сотрудничества с МВФ на данный момент значительно ниже, чем была год назад. Экономика Украины демонстрирует неплохие показатели роста, а дефицит бюджета, по заявлениям правительства, должен быть на уровне 3% от ВВП, что значительно ниже, чем в других восточноевропейских странах”,— размышляет аналитик. Кроме того, он напоминает и о возможном негативном влиянии неполучения следующего транша МВФ. Так, сотрудничество с МВФ выступает необходимым условием получения финансирования от других международных организаций.
“Текущая ситуация с платежным балансом страны остается довольно благоприятной на фоне стабильного спроса на основные статьи украинского экспорта и высокой глобальной ликвидности”,— уверена Ирина Пионтковская. По ее мнению, средства МВФ в данный момент не являются остро необходимыми для поддержания макроэкономической стабильности.
Впрочем, учитывая тот факт, что существуют риски снижения притока иностранных инвестиций и ослабления внешнего спроса, выполнение программы МВФ является якорем положительных ожиданий иностранных инвесторов касательно перспектив украинской экономики. А успешное сотрудничество с МВФ, в свою очередь, улучшает условия для заимствований украинскими компаниями и правительством на международных рынках капитала.
Не видит в краткосрочной перспективе серьезных проблем для Украины в отсутствии финансирования со стороны МВФ и главный экономист Dragon Capital Елена Белан. Однако, по ее словам, отсутствие внешнего якоря, которым является Фонд, на фоне приближающихся парламентских выборов несет риск ухудшения бюджетной дисциплины и увеличения дефицита бюджета, несмотря на солидный рост его доходной части.
Кроме того, беспокойство у Елены Белан вызывает и финансовое положение “Нефтегаза Украины”, которое несомненно ухудшится, если правительство не будет повышать внутренние тарифы на газ в условиях резкого роста цены импорта. Ведь очевидно, что “Нефтегазу” потребуется дополнительная поддержка из государственного бюджета, что негативно скажется на общей ситуации в государственных финансах.
“Если ключевые требования МВФ не будут выполнены до окончания текущей парламентской сессии, инвесторы могут пересмотреть стоимость займов для Украины в сторону повышения”,— говорит она. По оценкам эксперта, расширение спрэдов и доходностей суверенных еврооблигаций Украины может составить до 100 б.п. “Это увеличит цену на заимствования на внешних рынках, но не станет непреодолимым препятствием для выпуска нового займа. Ожидается, что Министерство финансов выйдет на рынок еврооблигаций в этом году независимо от состояния программы с МВФ”,— продолжает г-жа Белан.
А вот руководитель аналитического подразделения группы “Инвестиционный Капитал Украина” (ICU) Александр Вальчишен, напротив, считает, что получение третьего транша МВФ для Украины очень важно, поскольку автоматически подтвердит наличие в Украине разумной экономической политики, направленной на латание дыр в государственных финансах.
Кроме того, по мнению Александра Вальчишена, Украине вполне реально получить третий транш, но для этого еще необходимо провести в Верховной Раде законы о пенсионной реформе. “Мы ожидаем, что правительство получит третий транш кредита МВФ после принятия пенсионной реформы и утверждения повышения цен на газ для населения”,— дополняет коллегу Александр Лозовой.
Основания для озвучивания экспертами позитивных прогнозов действительно есть: на днях Кабмин подал в парламент новый вариант законопроекта о пенсионной реформе. А вице-премьер-министр Сергей Тигипко заявил, что положительного решения относительно выдачи очередного кредитного транша можно ожидать в июле — начале августа.
“Подача в парламент поправок к законопроекту о пенсионной реформе увеличивает вероятность возобновления сотрудничества с МВФ и получения очередного кредитного транша в размере $1,5 млрд. Однако на сегодняшний день остается немало невыясненных вопросов. Например, как эксперты МВФ оценят влияние поправок к законопроекту на дефицит бюджета, или, что более важно, будет ли приемлемым для Фонда принятие реформы лишь в первом чтении (как на данный момент планируется), что вовсе не означает его вступления в силу”,— размышляет Елена Белан.
Кроме того, по словам Ирины Пионтковской, украинские власти пока не утвердили график повышения тарифов на газ для населения (положения которого согласуются с целями постепенного сокращения дефицита государственного сектора до уровней, предусмотренных программой МВФ — до 3,5% ВВП в 2011 г. и 2,5% ВВП — в 2012 г.).
В целом, учитывая слабый прогресс на ниве пенсионной реформы и затянувшиеся переговоры по стоимости цен на газ с Россией, эксперты сомневаются, что финансирование от МВФ будет получено до начала осени.
Леся ВЫГОВСКАЯ
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.