Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Антикоррупционный “беспредел”. Сможет ли НАБУ парализовать парламент

[08:30 31 августа 2017 года ] [ Деловая столица, 30 августа 2017 ]

Влияние Национального антикоррупционного бюро на политическую жизнь Украины в последние месяцы сложно недооценить, и нынешней осенью оно будет только возрастать.

В последнее время НАБУ при активной поддержке США и парламентской группы “антикоррупционеров” зажило славы своеобразного “киллера” госчиновников и народных депутатов, инициировав в короткий срок несколько резонансных дел. Речь в первую очередь о громком “янтарном” деле нардепов Борислава Розенблата и Максима Полякова; деле о печально известной формуле “Роттердам+”, где фигурирует Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, и ее глава Дмитрий Вовк; деле о злоупотреблениях при реализации проекта “Европейский вал” (”Стена”), которое потенциально может ударить по Арсению Яценюку и его политической силе.

Кроме того, в загашнике НАБУ также есть “старые” дела против главы фискальной службы Романа Насирова и экс-нардепа от “Народного фронта” Николая Мартыненко, по которым последнее слово еще не сказано. При этом директор НАБУ Роман Сытник постоянно анонсирует новые уголовные производства, подозрения и задержания как в рамках уже существующих дел, так и по новым эпизодам. Можно не сомневаться, что со стартом нового политического сезона Сытник и его ведомство серьезно активизируются, чему будет способствовать как возвращение его “клиентов” из отпусков и каникул, так и ряд политических событий, непосредственно связанных с деятельностью НАБУ. При этом складывается впечатление, что детективы бюро будут не слишком церемониться с дотошным соблюдением всех процессуальных и юридических норм.

Работа “на результат” с прицелом на перевыборы

Действительно, большинству дел, расследуемых нынче НАБУ, присуща одна немаловажная черта — все они имеют достаточно туманные судебные перспективы, а то и вовсе никаких. Но, похоже, Сытника этот факт не слишком беспокоит. Сейчас для него главное — показать, что вверенное ему ведомство способно ловить и привлекать к ответственности коррупционеров, а не слишком скрупулезное соблюдение юридических и процессуальных тонкостей идет Сытнику только в плюс. В глазах общественности любой крупный чиновник — коррупционер по умолчанию, то есть с ним можно обходиться без особых церемоний, а решения судов не в пользу НАБУ или голосования депутатов против снятия неприкосновенности с коллег позволяют Сытнику требовать для его ведомства еще больших полномочий.

Осенью Сытник и связанные с ним “антикоррупционеры” будут в первую очередь лоббировать учреждение антикоррупционных судов, дескать, мы успешно выявляем высокопоставленных коррупционеров, а суды все портят, их оправдывая. Также Сытник будет требовать максимума полномочий в вопросах прослушки, наружного наблюдения и других негласных следственных действий. Сейчас, как известно, право на снятие информации с каналов связи имеют только СБУ и Нацполиция, а НАБУ ограничено в свободе маневра.

Вероятность, что НАБУ таки добьется своего в этих вопросах, достаточно высока, ведь требования исходят не только от Сытника, но и от Соединенных Штатов и МВФ.

При этом Антикоррупционное бюро не ограничится одной только правовой деятельностью, но и будет принимать самое непосредственное участие в политических раскладах, подыгрывая своим партнерам из группы “еврооптимистов-антикоррупционеров” в их стремлении довести ситуацию до досрочных выборов. Для этого у Сытника есть достаточно инструментов. Действуя формально как представитель власти, а по сути работая на оппозицию, директор бюро может предпринимать попытки расколоть правящую коалицию, открывая уголовные производства на представителей “Народного фронта” и групп влияния внутри достаточно неоднородного БПП.

Кроме того, возникшая в последнее время “антикоррупционная гонка” между НАБУ и ГПУ может если не парализовать работу парламента, то очень ее усложнить. Дело в том, что генпрокурор Юрий Луценко, видимо, ощущая конкуренцию со стороны Сытника, пытается не отставать от него в вопросе разоблачения коррупционеров. Так что разговоры о том, что на осень готовится некий список из то ли 30, то ли 40 нардепов на снятие неприкосновенности, могут оказаться не так далеки от реальности.

Если вспомнить, что на рассмотрение по строгой процедуре вопроса снятия неприкосновенности с шести нардепов (все представления подавал генпрокурор, как того требует закон, однако инициатива в половине случаев исходила от НАБУ, а в половине — от САП) ушла неделя работы, то можно представить, во что превратится парламент, если будет вынужден рассматривать представление на 40 депутатов, и какова будет реакция самих народных избранников на такие массовые чистки.

Таким образом, этой осенью НАБУ гарантированно станет заметным фактором нестабильности, в том числе и для правящей коалиции.

Аудитор преткновения

Правда, у Банковой остается еще один инструмент, который может заметно поубавить аппетиты Сытника, а то и вообще привести к его отставке. Речь идет о скандальном парламентском аудиторе НАБУ, которого законодательный орган так и не смог назначить до каникул, и этот вопрос отложен на осень.

Вокруг фигуры аудитора постоянно вспыхивает настоящая политическая война ввиду того, что неудовлетворительные результаты аудита — это единственный законный способ отправить директора НАБУ в отставку до истечения срока его полномочий, и, соответственно, Сытник предсказуемо хочет иметь максимально лояльного аудитора, чтобы свести вероятность такого результата к минимуму.

Остроты ситуации добавляет тот факт, что аудит НАБУ по закону должен проводиться ежегодно, до конца года всего четыре месяца, а значит, оттягивать назначение аудитора как бы некуда. А потому уже в сентябре война разгорится с особенной силой. Лоббировать интересы Сытника в ней будет группа “еврооптимистов” во главе с Сергеем Лещенко, который настаивает на том, что любой кандидат в аудиторы “от власти”, то есть одобренный парламентским большинством, назначается лишь за тем, чтобы избавиться от “эффективного антикоррупционера” Сытника на радость олигархам-коррупционерам.

При этом хорошим вариантом для Сытника будет ситуация, если аудитора так и не смогут избрать до конца года. Норма закона об аудите не будет выполнена, однако ответа, как быть в таком случае, в законе нет. Так что партнеры НАБУ в парламенте будут делать все возможное и невозможное, чтобы не пропустить неудобного для них кандидата в аудиторы. С другой стороны, последние дела НАБУ против нардепов, а особенно планы на массовое лишение народных избранников неприкосновенности осенью, приведут к тому, что очень многие парламентарии заимеют на Сытника зуб и будут считать его угрозой парламентаризма. Так что нельзя исключать, что депутаты в конце концов проголосуют за не самого приятного Сытнику аудитора.

Виталий ДЯДЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.