Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Антикоррупционная дюжина: зачем нам столько органов для борьбы с коррупцией

[11:38 04 января 2016 года ] [ Деловая столица, 4 января 2016 ]

В Украине можно насчитать не менее 12 центральных органов, ответственных за борьбу с противозаконными действиями чиновников.

Это и специально созданные (или создаваемые) отдельные ведомства, и структуры в составе Генпрокуратуры, СБУ, МВД, ГФС. Для чего нам такое количество “антикоррупционеров”, разбиралась “ВД”.

Начало грандиозного проекта

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Задачей бюро является противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершаемым высшими должностными лицами государства или местного самоуправления и угрожающим национальной безопасности. Закон о НАБУ был принят 14 октября 2014 г. В соответствии с ним срок полномочий директора НАБУ — семь лет, кандидатов на этот пост подбирает конкурсная комиссия, включающая по три представителя от Президента, парламента и правительства.

Из 106 претендентов на должность директора НАБУ комиссия в три этапа выбрала две кандидатуры: управляющего партнера адвокатской фирмы “Юридические гарантии” Артема Сытника и старшего научного сотрудника Института государства и права им. Корецкого НАН Украины Николая Сирого. На последнем этапе они получили соответственно семь и пять голосов из девяти возможных. Оба в прошлом были следователями прокуратуры и не относятся явно к какой-либо политической или бизнесовой группировке. 16 апреля Петр Порошенко подписал указы о создании НАБУ и о назначении директором бюро Артема Сытника.

Дальше уже Сытник сам назначал своих заместителей. 27 апреля он сделал своим первым замом Гизо Углаву, который в 2009-2012 гг. работал заместителем генпрокурора Грузии. Углава — очевидная креатура нынешнего заместителя Генпрокурора Украины Давида Сакварелидзе, который в 2008-2012 гг. работал первым замом генпрокурора Грузии, а в феврале 2015-го рассчитывал возглавить НАБУ, но был отсеян на втором этапе отбора. Сфера ответственности Углавы в бюро — подразделение детективов, а также управление аналитики и обработки информации (неофициально его называют финансовой разведкой) и управление информационно-аналитических систем и технологий.

Далее 15 мая директор НАБУ назначил своими замами Анатолия Новака и Татьяну Варварскую. Новак с 2003 г. служил в подразделении “Альфа” СБУ на офицерских и старших офицерских должностях, с июля 2014 г. почти все время находился в зоне АТО, участвуя в спецоперациях СБУ, а также в планировании и осуществлении обменов пленными. Его сфера ответственности в НАБУ — управление спецопераций и оперативно-техническое управление. Варварская, в свою очередь, отвечает за управление бухучета и отчетности и управление финансового и материально-технического обеспечения. В 2006-2011 гг. она работала в Минфине (последняя должность — замдиректора департамента по финансово-экономическим вопросам, бухучету и финотчетности), затем — в агентстве “Укринформ” заместителем гендиректора.

В июле по результатам открытого конкурса был назначен руководитель финансовой разведки НАБУ. Им стал Раджами Джан, который ранее работал в департаменте финансовых расследований Госфинмониторинга, отвечал за выявление причастных к отмыванию теневых доходов и финансированию терроризма, а также за разработку мер для предотвращения и пресечения этих преступлений.

В августе также по результатам открытого конкурса было отобрано 70 детективов НАБУ (всего их должно быть 242). Они вышли на работу 1 октября. Однако бюро не могло начать оперативно-разыскную деятельность вплоть до конца ноября, пока не был назначен руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Надзирать пока некому

Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). Задачи САП — надзор за расследованиями НАБУ, а также представительство интересов граждан и государства по преступлениям, связанным с коррупцией. Создание этой структуры как отдельной составляющей системы прокуратуры Украины предусмотрено поправками, внесенными в Закон “О прокуратуре” 12 февраля 2015 г.

Согласно закону назначения на административные должности в САП осуществляются Генпрокурором по результатам открытого конкурса, причем руководитель САП назначается сроком на пять лет. Кандидатов подбирает конкурсная комиссия, включающая четырех представителей от Совета прокуроров Украины и семерых от Верховной Рады. 27 ноября комиссия отобрала из 24 претендентов на пост руководителя САП семерых и затем двоих: Максима Грищука и Назара Холодницкого. На последнем этапе они получили соответственно девять и семь голосов из 11 возможных.

Грищук в прокуратуре с 2008 г. Вначале был помощником прокурора в Червонограде на Львовщине, с 2012-го работал на должности прокурора в прокуратуре Львова. В августе 2014 г. был мобилизован на службу в ВДВ, воевал в рядах 81-й бригады, в частности, пять месяцев защищал Донецкий аэропорт. Был демобилизован в сентябре 2015 г.

Холодницкий в прокуратуре с 2006 г., прошел путь от помощника прокурора до старшего прокурора в прокуратуре Киево-Святошинского района Киевской области. 5 марта 2014 г. получил должность старшего помощника первого зама Генпрокурора. Нелишне уточнить, что у Олега Махницкого, исполнявшего обязанности Генпрокурора после революции, первым замом с 27 февраля 2014 г. был Николай Голомша. В июне 2014 г., после того как пост Генпрокурора занял Виталий Ярема, в кресло его первого зама пересел из кресла прокурора Киева Николай Герасимюк. 22 декабря 2014 г. он написал заявление об отставке, и оно было удовлетворено. А Холодницкий в тот же день был переведен в прокуратуру АР Крым (она передислоцировалась в Киев в здание ГПУ после российской оккупации полуострова), где стал первым замом прокурора АРК Василия Синчука.

Генпрокурор Виктор Шокин предпочел Холодницкого и 30 ноября назначил его на должность заместителя Генпрокурора — руководителя САП. 4 декабря, после того как конкурсная комиссия предложила Холодницкому три кандидатуры на должность его первого зама, он сделал выбор в пользу своего конкурента Грищука. В тот же день это решение утвердил Шокин.

7 ноября по представлению Холодницкого Шокин назначил заместителем руководителя САП Владимира Кривенко. В прокуратуре он с 2004 г., начинал в Днепропетровске, с 2005-го работал на Черкасчине, в сентябре 2014 г. получил должность начальника отдела в областной прокуратуре. Как и Грищук, был конкурентом Холодницкого в конкурсе на пост руководителя САП (вошел в семерку лучших, а затем был включен в тройку кандидатов на должность первого зама).

Опора Президента

В президентской администрации вопросами противодействия коррупции заведует замглавы АП Андрей Таранов. 14 октября 2014 г. был создан Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики — консультативно-совещательный орган при Президенте. Правда, чтобы он начал работать, понадобился почти год. Только 26 сентября 2015 г. был утвержден персональный состав Нацсовета. Его председателем назначен уполномоченный Президента в делах крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, а Таранов стал исполнительным секретарем этого органа. Первое заседание Нацсовета состоялось 6 октября. Соратник Джемилева и его преемник на посту главы Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров возглавлял конкурсную комиссию Национального антикоррупционного бюро. И Джемилев, и Чубаров являются народными депутатами от БПП.

Четыре колонны прокурорских

Генеральная инспекция внутренних расследований и безопасности (ГИВРБ). Создана на правах департамента ГПУ приказом Шокина 30 ноября 2015 г., ее руководителем назначен Максим Мельниченко. Он в прокуратуре с 2003 г. Начинал в Донецке, в 2007 г. перевелся в столичную прокуратуру, затем в январе 2014-го — в прокуратуру Киевской области и, наконец, в июле 2014-го — в Генпрокуратуру, где с сентября 2015-го занимал должность начальника отдела процессуального руководства и поддержки гособвинения в уголовных производствах относительно служебных лиц, занимающих особо ответственное положение. Это подразделение подчинено непосредственно Сакварелидзе, поэтому Мельниченко является креатурой именно Сакварелидзе, а не Шокина.

1 декабря Президент заявил, что ГИВРБ получила “чрезвычайно широкие полномочия” и “будет заниматься преодолением коррупции, очищением, борьбой с преступностью внутри прокуратуры”. Обеспечение создания ГИВРБ и ее кадровое наполнение возложены на Сакварелидзе, который теперь наряду с другими обязанностями будет заведовать вопросами внутренней безопасности в органах прокуратуры, расследованиями преступлений, совершенных прокурорами и следователями.

Управление по расследованию коррупционных преступлений, совершенных служебными лицами, занимающими особо ответственное положение. Создано в Генпрокуратуре в августе 2015 г. Шокин соединил в нем два тандема, ранее работавших в разных структурах ГПУ.

26 августа начальником управления назначен Сергей Долгополов, а 11 сентября пост начальника отдела информационно-аналитического обеспечения в этом управлении получил Александр Оленский. С 19 февраля 2015 г. Долгополов работал начальником отдела процессуального руководства в уголовных производствах следователей управления специальных расследований, а Оленский был его заместителем.

Второй тандем — это Олег Слободяник и Николай Корнелюк. 2 сентября Слободяник получил в управлении Долгополова должность начальника следственного отдела, с 8 сентября он является заместителем Долгополова. Ранее он был начальником отдела в Главном следственном управлении ГПУ, 28 ноября 2014 г. Порошенко наградил его медалью “За труд и доблесть”. Корнелюк работал под началом Слободяника старшим следователем и 27 июня 2015 г. получил от Президента такую же медаль. 30 сентября стал замом Слободяника на посту начальника следственного отдела в новом управлении ГПУ.

Отдел по расследованию коррупционных уголовных правонарушений, учиненных судьями. Создан в сентябре 2015 г. в составе управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления ГПУ. На должность начальника отдела 23 сентября назначен Александр Александрович Луняченко. В ГПУ он был переведен в марте 2012 г., до того работал следователем по особо важным делам прокуратуры Одессы. Представитель известной на Одесчине судейской семьи, тесно связанной с экс-мэром Одессы Эдуардом Гурвицем.

Самый “крутой” представитель этой семьи — Анатолий Васильевич Луняченко, который свыше 16 лет возглавлял областную судебную власть. С 1998 г. он был председателем Одесского областного суда, с 2001-го — председателем Апелляционного суда Одесской области, вышел на пенсию в феврале 2015 г. Его брат, Александр Васильевич Луняченко, давно уже пенсионер, но до недавнего время играл активную роль в местной политике. Он был сопредседателем ориентировавшейся на Гурвица группы “Наша Одесса” в Одесском горсовете V созыва (2006-2010 гг.), затем депутатом горсовета VI созыва (2010-2015 гг.) от партии “Фронт змін” (от этой же политсилы в 2010 г. баллотировался Гурвиц на пост мэра), в июне 2014-го перешел во фракцию “УДАР”. На последних выборах в горсовет не баллотировался (как и вся команда Гурвица). У обоих братьев есть сыновья-судьи: Александр Анатольевич Луняченко является судьей Приморского райсуда Одессы, а Валериан Александрович Луняченко — судьей Киевского райсуда Одессы.

Теперь представитель этой семьи заведует в ГПУ расследованиями судейской коррупции. Понятно, что он многое знает и о “кухне”, на которой стряпаются судебные решения, и о “грязном белье” судейского корпуса. Другое дело, насколько избирательно он будет пользоваться этой информацией.

Отдел организации деятельности в сфере предотвращения и противодействия коррупции. Самостоятельный отдел в составе Генпрокуратуры. Создан в августе 2015 г. на базе отдела по вопросам предотвращения и противодействия административным коррупционным правонарушениям, начальником которого с 20 февраля 2015 г. работала Валентина Сеник. Она же 25 августа назначена на должность начальника нового отдела. Ее заместителем 3 сентября стала уроженка Макеевки Юлия Куликова, имеющая большой опыт работы на Донетчине — не только в системе прокуратуры, но и в органах юстиции (последние четыре месяца перед революцией возглавляла Главное управление юстиции в Донецкой обл.)

22 и 15 парламентских борцов

За разработку антикоррупционного законодательства отвечает парламентский комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, возглавляемый Егором Соболевым из фракции “Самопоміч”. Всего в этом комитете 22 депутата, в том числе семь из БПП, три из “Народного фронта”, по два из “Відродження” и “Оппоблока”, по одному от “Батьківщини”, “радикалов” Ляшко и “Самопомочі”, пять внефракционных.

25 ноября 2015 г. 15 членов фракции БПП объявили о создании “Антикоррупционной платформы” внутри фракции. “Мы начнем с нашей фракции, с парламента и потом будем говорить об исполнительной власти. Всю информацию, какая у нас будет, мы будем публиковать в наших отчетах”, — заявил координатор платформы Мустафа Найем.

Кому поможет правительство 

Государственное бюро расследований (ГБР). Оно должно расследовать самые тяжелые и резонансные преступления. В их числе — преступления (в т. ч. коррупционные) должностных лиц, занимающих особо ответственное положение (включая главу государства, членов правительства, народных депутатов), судей, прокуроров, чиновников из высшего корпуса государственной службы, а также служебных лиц НАБУ и прокуроров САП.

Необходимость создания бюро была заложена еще в 2012 г. в новый Уголовно-процессуальный кодекс. В 2014 г. идея ГБР была потеснена, но все же не заменена идеей НАБУ. Закон о НАБУ прямо признает возможность возникновения споров между ГБР и НАБУ по вопросам подследственности, решать их предстоит Генпрокурору или его заму. В 2015 г. Порошенко неоднократно говорил о необходимости скорейшего принятия закона о ГБР. 12 ноября он был принят парламентом и 24 ноября направлен на подпись Президенту.

Согласно закону ГБР является центральным органом исполнительной власти, его три руководителя (директор, первый заместитель и заместитель) назначаются Кабмином сроком на пять лет в соответствии с решением конкурсной комиссии, которая должна выбрать по одному кандидату на каждую из трех должностей. В конкурсную комиссию должны войти по три человека от Президента, парламента (одобренные профильным комитетом, возглавляемым Андреем Кожемякиным из “Батьківщини”) и правительства. Директор ГБР, согласно закону, часть своих полномочий реализует не единолично, а совместно с первым замом и замом. Поэтому, вероятнее всего, эти три должности будут поделены между командами Президента, премьера и, например, той же “Батьківщини”.

Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Этот центральный орган исполнительной власти со специальным статусом создается во исполнение Закона “О предотвращении коррупции”, который был принят 14 октября 2014 г. (вслед за законом о НАБУ). Согласно закону НАПК состоит из пяти членов, которые назначаются Кабмином сроком на четыре года по результатам конкурса. Конкурсная комиссия, в соответствии с законом, состоит из восьми человек: четыре представителя общественности, глава Нацгосслужбы Константин Ващенко, по одному представителю от Президента, правительства и парламента.

21 сентября 2015 г. из 53 претендентов на пять должностей членов НАПК были отобраны 20, затем 13 октября число кандидатов было сокращено до девяти. 27 ноября комиссия избрала двух членов НАПК, а три места остались вакантными.

Счастливчиками оказались Виктор Чумак (замглавы парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, член фракции БПП) и Александр Скопич (замглавы Нацгосслужбы). 11 декабря комиссия избрала еще одного члена — Наталию Корчак (доцент Национальной академии прокуратуры, в 1995-2003 гг. преподавала на юрфаке Черновицкого университета, ее студентами были нынешние премьер Арсений Яценюк и министр юстиции Павел Петренко). Кабмин сразу же на внеочередном заседании назначил Корчак, Скопича и Чумака членами НАПК, что позволяет этому органу начать работу (для принятия решения необходимы голоса не менее трех членов).

Задача агентства — проверять правдивость данных в декларациях чиновников. С 2016 г. госслужащие обязаны будут декларировать не только доходы, но и все недвижимое и движимое имущество. И любые расходы на сумму свыше 20 минимальных зарплат надо будет объяснить НАПК.

Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Это тоже центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. Закон об этом агентстве был принят 10 ноября 2015 г., вступил в силу 11 декабря и будет введен в действие через полгода — 11 июня 2016 г. Нацагентство не является правоохранительной структурой, но его сотрудники будут помогать следователям в выявлении и возвращении активов, приобретенных преступным путем. Также агентство создаст единый реестр активов, на которые наложен арест, и будет распоряжаться арестованными активами, сумма или стоимость которых превышает 200 минимальных зарплат.

Глава агентства назначается Кабмином сроком на пять лет по результатам конкурса. Конкурсная комиссия должна состоять из восьми человек: три от парламента, по одному от Генпрокурора, директора НАБУ, министра юстиции, главы Госфинмониторинга и министра финансов.

У силовиков — свои “лавочки”

Управление “К” СБУ. На должность первого замглавы СБУ — начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью президентским указом 19 июля 2015 г. назначен Виктор Трепак. 29 октября и затем вновь 9 ноября он подал рапорт об отставке. “Я попросил уволить меня с занимаемой должности в связи с невозможностью выполнения возглавляемым мной спецподразделением определенных законом задач по противодействию коррупции и организованной преступности из-за пребывания на должности Генерального прокурора Украины Шокина В. Н.”, — рассказал он журналистам. Глава СБУ Василий Грицак 2 декабря дал понять, что не будет подписывать рапорт Трепака об отставке. “Я буду делать все, чтобы он остался. Мы своих не сдаем”, — заявил Грицак.

Департамент внутренней безопасности МВД. Начальник генерал-майор милиции Василий Боднар назначен в апреле 2014 г. С декабря 2006-го по декабрь 2007-го (когда МВД возглавлял Цушко) он занимал должность замминистра — начальника Главного следственного управления МВД. В последние полгода о его деятельности совсем не слышно.

Главное управление собственной безопасности ГФС. Его начальник Юрий Шеремет в 2000-2010 гг. работал в органах прокуратуры на Черниговщине, затем был переведен в ГПУ, в ноябре 2014 г. получил должность прокурора Черкасской области. В мае 2015 г. его одноклассник Роман Насиров возглавил Государственную фискальную службу, и уже в июне Шеремет покинул работу в прокуратуре и перешел в ГФС.

Общественность привлекают к конкурсам

На антикоррупционную политику государства влияет целый ряд общественных организаций. Например, глава правления “Transparency International Украина” Андрей Марусов входит в конкурсную комиссию Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, в совет общественного контроля Национального антикоррупционного бюро Украины и в Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики. Виталий Шабунин из Центра противодействия коррупции возглавляет совет общественного контроля НАБУ и является секретарем конкурсной комиссии Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Иосиф Зисельс из Украинской Хельсинкской группы был членом конкурсной комиссии НАБУ и является членом конкурсной комиссии САП. Лидер Всеукраинского союза ветеранов АТО Тарас Ткалич входит в конкурсную комиссию САП и в Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики.

Выводы о вреде и пользе

Выводы из всей этой картины можно делать оптимистичные, пессимистичные и реалистичные.

Оптимист порадуется многочисленности и разнообразию создаваемых антикоррупционных органов и выскажет надежду, что скоро через эту сеть не сможет проскочить ни крупная рыба, ни мелкая рыбешка.

Пессимист укажет на отставку Виктора Трепака и разведет руками: мол, принципиально ничего не изменилось, как была лишь видимость борьбы с коррупцией, так и есть, просто теперь этой видимости стало больше — ради наших западных партнеров.

Реалист заметит, что сейчас сложилась уникальная ситуация, когда даже Президент не имеет монополии в борьбе с коррупцией. Порошенко не может повторить вслед за испанским диктатором Франко: “Друзьям — все, врагам — закон”. Этого еще недостаточно для того, чтобы закон начал работать против любых коррупционеров из любой партии. Но этого достаточно, чтобы все (или почти все) коррупционеры всерьез начали бояться.

Обоснованные выводы о том, больше пользы или вреда получилось от антикоррупционного многообразия, можно будет делать к концу 2016 г.

Юрий ВИШНЕВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2016-01-04 14:07:10] [ Аноним с адреса 178.162.40.* ]

борьба с коррупцией это еще один силовой блок, подконтрольность которого еще не определена, но полномочия уже определились. Фактически это силовики, специально заточенные против представителей власти и элиты государства. Тот кто контролирует антикоррупционеров будет контролировать страну. Поэтому влезть в эту тему пытаются все. Но мне сдается что инструментик клепают под колониальный контроль местного управляющего директората.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.