- В страны Ближнего Востока и Северной Африки экспортируется около 30% украинского стального проката. Какое влияние на рынок оказали социально-политические изменения в этом регионе?
— В этих странах рынок реально ужался. Например, когда в Египте, который является импортером плоского проката, шла активная фаза революции, местные производители предлагали свою продукцию турецким потребителям по достаточно привлекательным ценам.
Сегодня есть колоссальные риски и проблемы. Но мои ближневосточные коллеги выражают оптимизм, так как события, происходящие в регионе, могут привести к увеличению инвестиций и росту рынка. Есть риск, что в итоге к власти придут те, кто не заинтересован в инвестициях. Но, с моей точки зрения, с большой долей вероятности можно говорить о позитивном развитии событий в среднесрочной перспективе.
- Вы долгое время работали на металлургических предприятиях России и Украины. Как изменилось ваше представление о турецком рынке, после начала работы на нем?
— Изменился взгляд на инфраструктуру. На постсоветском пространстве я знаю очень мало примеров строительства с нуля крупного металлургического завода. MMK-Atakas был построен менее чем за три года. В строительстве участвовали только турецкие подрядчики, и это была не единственная металлургическая стройка в Турции на тот момент. Причем за все контракты велась серьезная борьба между несколькими строительными компаниями. Есть и другие более мелкие примеры, характеризующие систему.
А бизнес везде одинаков. Ты должен быть лучшим на рынке: иметь лучшее производство, самые низкие затраты, лучшие продажи и лучших сотрудников.
- Но ведь должно быть какое-то отличие?
— Принципиальное отличие Турции от Украины — это огромное количество поставщиков товаров и услуг, начиная с поставки валков и заканчивая сервисным обслуживанием. Это огромная ниша для мелкого и среднего бизнеса, что позволяет производителю аутсорсить целый ряд функций, сопутствующих основной деятельности.
- В Турции высокая стоимость энергоресурсов. За счет чего местные производители конкурируют с импортом?
— Мы говорим, что у турков высокая стоимость электроэнергии, дорогое топливо и значит, высокие затраты на производство электростали. А в Украине дешевое сырье и дешевый прокат. Но сколько стоит привезти из Украины в Турцию заготовку? $25-30 за одну тонну.
У нас и у многих других турецких металлургических заводов есть собственные порты. А доставка продукции, например, из Донецка до порта Мариуполя, стоит минимум $15 плюс портовые затраты. Итого логистика обходится в $50-60. На этой разнице мы (турецкие производители) можем сегодня конкурировать.
Кроме того, работая на местном рынке, ты можешь обеспечить кратчайшие сроки поставки продукции, и потребители понимают, что это твой целевой рынок.
- Турецкий рынок является основными для MMK-Atakas?
— Конечно! Мы находимся на юго-востоке Турции, но, например, доставка проката морем от нас до Стамбула стоит менее $10 за одну тонну.
- А экспорт?
— Нам интересны все рынки, которые являются нетто-импортерами. С другой стороны, сложилась парадоксальная ситуация: нам более выгодно продавать в Украину, чем в Сирию, граница которой находится в 50 км от нашего предприятия. Мы выпускаем “Мерседес”, а большинство ближневосточных потребителей заинтересованы в низкой цене. Основная масса говорит: “Нас качество не интересует”. Исключения: ОАЭ, Израиль, Ливан.
- Может ли рыночная ситуация заставить MMK-Atakas переориентироваться на европейский рынок?
— Естественно! Мы достаем практически все регионы, от Израиля, Италии и Греции до Испании и Украины. И затраты на доставку — не более $30 на тонну. Более того, мы уже сейчас поставляем продукцию в ЕС и Украину.
- Продукция MMK-Atakas будет вытеснять украинских и российских конкурентов или вы надеетесь на увеличение потребления стали?
— Однозначно, на турецком рынке всем места не хватит. Ниша топовых продуктов, произведенных из стандартных марок стали, будет занята местными предприятиями.
Думаю, что в Турции найдется место тем производителям из СНГ, которые будут готовы инвестировать в рынок металлопроката. Они могут продавать дешевый продукт и конкурировать затратами или найти свою уникальную нишу. Например, предлагать марки стали, которые традиционно не производятся в электропечах (в Турции преимущественно развивается эта технология). Но в любом случае невозможно будет просто продавать рулоны, так как рынок требует более глубокой степени переработки. Необходимо инвестировать в перекатные мощности и сервисные центры, но я пока не видел подобных анонсов от украинцев и россиян.
- Кто является поставщиком стального лома на предприятие?
— Мы планируем закупать 10-15% в Турции, 60-70% в США и 20-30% от нашей потребности составит лом из России и Украины. Ломообразование в Украине скорее всего будет уменьшаться, но ценовая ситуация на этом рынке такова, что можно закупать дополнительные объемы лома хорошего качества в США.
Кроме того, в нашей технологии возможно использовать чугунные слитки. Сейчас мы договорились об их поставках с нашими соседями — Isdemir, в перспективе рассматриваем возможность импорта чугуна из России и Украины.
- Ближневосточный рынок потребления стального проката в последние годы рос достаточно высокими темпами. Сохранится ли тенденция в ближайшие три-пять лет?
— Естественно, мы будем зависеть от социально-политической ситуации в странах, которые являются нашим рынком. Задача менеджмента своевременно реагировать на вызовы, которые есть во внешней среде. Есть простая формула: 1% роста ВВП дает 3% роста потребления стали. Поэтому будем ориентироваться на те регионы, где прогнозируются стабильные темпы роста ВВП.
- Кроме MMK-Atakas в Турции планируется запуск еще нескольких крупных предприятий. Как это отразится на рыночной ситуации в регионе?
— По нашим оценкам, с 2010 г. по 2015 г. в Турции будут запущены новые прокатные и сталеплавильные предприятия общей годовой мощностью до 15 млн. т плоского проката. Я оцениваю это положительно, так как повысится уровень конкуренции, что заставит всех работать над повышением эффективности.
___________________________
Андрей Пархомчук, коммерческий директор MMK-Atakas, родился в 1972 г. 1995-2006 гг.— группа “Мечел” (Россия); 2006-2010 гг.— директор по продажам дивизиона стали и проката ООО “Метинвест Холдинг” (Украина), управляющий директор Metinvest International SA (Швейцария). С октября 2010 г.— заместитель генерального директора MMK Steel Trade AG (Швейцария), отвечает за коммерческую часть бизнеса на заводе MMK-Atakas (Искендерун, Турция).
MMK-Atakas — совместное предприятие ОАО “Магнитогорский МК” (ММК, Россия) и группы Atakas (Турция). Сталеплавильное предприятие мощностью 2,3 млн. т готовой продукции запущено в эксплуатацию в феврале 2011 г. в г. Искендерун (Турция). В составе предприятия действуют собственный порт, сервисный металлоцентр (г. Стамбул), в составе которого действуют линии по оцинкованию и нанесению полимерного покрытия. В настоящее время ММК начал процедуру выкупа доли Atakas в СП.
Артем ИЛЬИН
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
16:20 27 ноября
16:10 27 ноября
15:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.