Золотовалютный резерв НБУ (ЗВР) — это резервы Украины, отраженные в балансе Национального банка, которые включают в себя активы, признанные мировым сообществом как международные и предназначенные для международных расчетов.
Именно так, достаточно сухо, гласит формулировка Закона Украины “О Национальном банке Украины”. Хотя можно вспомнить и известный фильм “Свадьба в Малиновке”, где Попандопуло говорит свою знаменитую фразу о том, что “...у пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы начинают разбегаться в разные стороны...”. Так, виртуальный образ золотовалютных резервов становится более “выпуклым”. По сути, ЗВР — это неприкосновенный запас страны, который может быть использован либо на выполнения обязательств НБУ перед нерезидентами, либо для поддержания курса национальной валюты в период девальвации.
Источниками наполнения резервов служит покупка Нацбанком валюты на внутреннем рынке (в идеале) и получение международных кредитов (как обычно). Кстати, сам по себе абсолютный размер резервов еще ни о чем не говорит. Необходимо оценивать как их структуру, так и распределение по видам. В структуре резервов обычно выделяют ценные бумаги, валюту на счетах и депозиты, золото и специальные права заимствования (СПЗ). Последние вообще интересная штука — и не деньги, и не долговое обязательство, а платежное средство, выпущенное МВФ в виде записей на счетах для расчетов между членами Фонда (стоимость рассчитывается на основе корзины пяти ведущих мировых валют).
По виду резервы бывают валовые (то есть общая их сумма) и чистые (валовые резервы за вычетом обязательств НБУ перед нерезидентами). Именно чистые валютные резервы (ЧВР) являются показателем успешности страны, так как показывают степень ее независимости от внешних кредиторов.
Еще очень важный качественный показатель, который рассчитывается через размер ЗВР, — достаточность международных резервов для покрытия импорта товаров и услуг.
В идеале считается, что резервы страны должны покрывать как минимум трехмесячный объем импорта. Покрытие менее трех месяцев рассматривается как критический порог.
Ален Гринспен, один из самых эффективных руководителей ФРС США, полагал, что ЗВР должны превышать краткосрочный государственный долг страны (в пределах одного—трех лет).
Среди прочих критериев достаточности резервов выделяют также их отношение к размеру ВВП. Показатель в 10% и выше считается достаточным уровнем.
Но, как показывает наша практика, в Украине очень внимательно нужно следить за другим индикатором — отношение ЗВР к денежной базе. Если гривневый эквивалент валютных резервов значительно превышает монетарный агрегат “денежную базу”, можно спать более или менее спокойно даже с гривневым депозитом... Если же эквивалент ЗВР меньше указанного агрегата, натруженная рука Адама Смита, то есть рынка, отрегулирует курс и не в пользу национальной валюты.
Маневры на местности
На начало 2017 г. валовые валютные резервы НБУ составили $15,4 млрд, или 417 млрд грн в эквиваленте, если брать условный курс 27. Учитывая размер ВВП в 2,3 трлн грн, отношение ЗВР к ВВП составило 18%, что вроде не плохо... Но тут нужно учесть очень важный момент: монетарная и курсовая вакханалия последних нескольких лет существенно исказила данные качественных показателей нашей экономики. Теперь, говоря об Украине, всегда нужно применять некие поправочные коэффициенты, чтобы не налететь на неизвестную ранее мель.
Высокое значение показателя ЗВР/ВВП объясняется чудовищным уровнем девальвации гривни за последние три года.
В таких условиях даже мизерные валютные резервы будут смотреться очень даже бодренько по отношению к базовым показателям, номинированным в гривне.
Поэтому для точного определения показателя, сделаем поправку на курсовой ветер: используем размер ВВП, рассчитанный по методу паритета покупательной способности (ППС), который показывает размер нашей экономики в долларах, исходя не из обменного курса, а из цен на аналогичные товары. Тогда ВВП Украины будет не “жалкие” $85—90 млрд, а вполне “приличные” $340 млрд, но при этом отношение ЗВР к ВВП по ППС составит всего 5%, а это уже не есть хорошо.
Теперь вернемся к самому “вкусному” индикатору: отношение ЗВР и денежной базы. Помните, он ведь очень важен для нас... Что-то вроде diem veritas или сыворотки правды. Так вот, размер денежной базы на конец 2016 г. составил 381 млрд грн, а эквивалент ЗВР в гривне — 417 млрд грн. Суммы практически совпадают, а это значит, что курсовая ситуация в стране висит на флажке. Легкое нажатие на педаль печатного акселератора моментально придаст ускорение свободному падению гривни до “стандартных 9,80665 м/с²”. Это, кстати, к оценке возможностей Нацбанка напечатать деньги и раздать их на “приоритетные” экономические проекты.
Что касается самого размера ЗВР, то здесь Украина занимает “почетное” 68-е место в мировом рейтинге, пропустив вперед Уругвай, но зато обогнав “на повороте” Тринидад и Тобаго (хотя они, скорее всего, и не догадываются об этом). В первой десятке стран с наибольшим размером кубышки традиционный набор игроков. Это и ведущие мировые экономики: Китай (первое место); Япония; “уже старые молодые тигры”: Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея; “подающие надежды экономики”: Индия, Бразилия; “сырьевые” — РФ и саудиты; “банковская” Швейцария. Кстати, США, по методике МВФ, лишь на 18-м месте... Но Штатам резервы особо и не нужны, у них есть доллар и облигации казначейства.
Что касается покрытия импорта. Стоимость импортных операций в 2016 г. (по методике НБУ) увеличлась до $40,4 млрд, то есть до $3,37 млрд в месяц. Таким образом, ЗВР покрывают 4—5-месячный импорт, что приемлемо, если не учитывать потребность страны в технологическом импорте, который на данный момент практически замер. Но он активизируется на фазе экономического роста, который мы все так ждем. В случае стабилизации импортного потока хотя бы на докризисном уровне, размера ЗВР будет недостаточно. Будем надеяться, что к тому времени уровень экспорта и инвестиций также подрастет.
Как видим, большую часть резервов ($10,2 млрд) составляют ценные бумаги, что само по себе настораживает. Валюта и депозиты — лишь $1,4 млрд, а ведь это самая ликвидная и важная часть ЗВР, которую можно задействовать в режиме реального времени. Не разжились мы и золотишком — меньше $1 млрд. Высокий уровень СПЗ говорит о том, что время расплаты с МВФ на пару ярдов близко как никогда. Кстати, о расплате. 2017 г. в этом плане вполне сносный. Но если НБУ ничего не привлечет дополнительно, то даже те выплаты, что нас ждут в течение года ($2,9 млрд), могут существенно обмелить закрома Родины.
Таким образом, до начала весны можно немного помечтать, а затем придут длинные летние дни и раздумья, у кого еще можно занять до “получки”, которой, скорее всего, не будет... И остается только надеяться, что, как пел Окуджава, “три жены, три судьи, три сестры милосердных открывают бессрочный кредит для меня...”. С таким платежным планом, естественно, не до курсовых изысков.
О бумагах
Что касается высокого уровня ценных бумаг в структуре валютных резервов НБУ... Будем верить, что там сплошь высоколиквидные казначейские обязательства США, а не ценные “паперья” каких-нибудь докризисных монстров а-ля Фани Мэй или Фредди Мак. Впрочем, до 2008 г. они считались прекрасным вложением. Центральный банк РФ, например, “умудрился” вложить в эти ипотечные структуры США, смытые волной кризиса 2008 г., более $100 млрд. Потом вроде как половину успели продать, но правду уже не узнает никто..
Но так грустно было не всегда. Интересно взглянуть на ретроспективу формирования валютных резервов НБУ за последние годы.
Как видим, до 2005 г. валютные резервы НБУ структурировались достаточно грамотно. 90—93% ЗВР формировались в валюте и депозитах. И никаких ценных бумаг. Или чуток для экзотики. Но с 2005 г. регулятора охватила какая-то фондовая лихорадка: уровень ценных бумаг в структуре ЗВР увеличился до более чем 50%, а сейчас составляет и вовсе 65%. Конечно, нужно упомянуть и о золоте, тем более что в массовом сознании золотовалютные резервы НБУ ассоциируются с хранилищем банка “Гринготтс”, где штабелями лежат золотые слитки.
Как видим, максимальный размер золотого запаса был зафиксирован в 2013 г. и на начало 2014 г., что связано с планами прошлой власти выпускать “золотые гривни”. Что еще раз подтверждает ошибочность высказываний некоторых “новых” политиков о том, что закрома Родины сразу после Майдана были пусты. На данный момент мы вернулись на уровень золотых запасов времн 2005—2006 гг.
И наконец, о чистых валютных резервах НБУ. Еще год назад их уровень сократился до минимального — в $1 млрд, но благодаря оживлению украинского экспорта летом 2016 г. и покупке НБУ значительной части валютной выручки экспортеров уровень ЧВР вырос до $4 млрд, что покрывает ближайшие выплаты по краткосрочным обязательствам. Уровень ЧВР является одним из ключевых маяков сотрудничества Украины и МВФ: согласно меморандуму, НБУ должен поддерживать минимальный уровень чистых валютных резервов и наращивать их согласно графика.
Кстати, о покупке НБУ валюты на внутреннем рынке. В предыдущих статьях уже говорилось о необходимости пересмотра стратегии Нацбанка в этом вопросе. Регулятор должен осуществлять выкуп валюты лишь в пределах поступлений по финансовому счету (прямые иностранные инвестиции, кредиты нерезидентов), так как только эти поступления носят относительно долгосрочный характер. Покупка же валюты на внутреннем рынке за счет поступлений экспортеров носит деструктивный характер (если рассматривать ее комплексно, а не эгоистично — в плане наращивания уровня резервов).
Поясню. Нацбанк, учитывая его ресурсное предложение, методы административного влияния и т. д., с большой форой выиграет конкурентную борьбу на рынке у любого банка, даже системного. Впрочем, это и не его функция конкурировать. Регулятор должен сглаживать курсовые пики за счет интервенций на рынок, но не превращаться в некое подобие валютной биржи, которая сегодня проводит аукционы по покупке валюты, завтра — по продаже, а послезавтра — наоборот. Валютный арбитраж — это прерогатива рыночных организаций, но не центрального банка страны. За такую нетрадиционную активность в иных странах можно получить по голове... Выкупая валюту с рынка, НБУ фактически блокирует укрепление гривни и лишает других субъектов возможности приобрести дешевый доллар. Но объемы покупки валюты никуда не деваются, просто нависший спрос более активно расшатывает межбанковский рынок и курс национальной валюты.
Наша экскурсия по закромам страны подходит к концу. Чтобы эти запасы позволили нам пережить будущие кризисные зимы, им еще расти и расти. Многое предстоит сделать для более эффективного их формирования и использования. Жизненно необходимы более действенные инструменты контроля за качеством работы чиновников НБУ по управлению золотовалютными резервами. Времена, когда путали “личную шерсть с государственной”, должны навсегда кануть в Лету.