Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Алексей Гарань о том, как бороться с “мягкой силой” России

[17:45 09 февраля 2021 года ] [ dsnews.ua, 9 февраля 2021 ]

О рецептах противодействия российской информационной агрессии и синергии “Украинского института” с Гарвардом “ДС” поговорила с научным директором Фонда “Демократические инициативы”, профессором политологии Киево-Могилянской академии Алексеем Гаранем.

- Уже неделю украинцы обсуждают закрытия трех телеканалов, близких к Виктору Медведчуку , которое может стать первым шагом в противодействии российской информационной агрессии против Украины в этой власти. Что еще он может сделать в этом направлении?

- Стоит напомнить, что у нас есть доктрина информбезопасности Украины, которая была принята в конце 2016 года, там прописаны все правильные вещи. Кроме того, в сентябре 2020-го указом президента утверждена Стратегия нацбезопасности Украины. В ней предусмотрено, что в шестимесячный срок должны быть представлены на рассмотрение СНБО несколько стратегий по направлениям, одно из них — информационная безопасность, также говорится о кибербезопасности. То есть государство работает над противодействием негативных воздействий, это есть в документах.

-  Если говорить об информационной войне с Россией, стоит упомянуть свежее заявление Дмитрия Пескова, который в очередной раз назвал Украину частью “русского мира” и пообещал применение “мягкой силы” через “Россотрудничество”, филиал которого до сих пор существует в Киеве. Как бороться с этой “мягкой силой”?

- За дело отпора агрессии, в том числе “мягкой силе”, после 2013 года взялось гражданское общество. Различные неправительственные организации, аналитические центры начали выдавать очень много аналитики: и по развенчанию фейков, и по борьбе с дезинформацией, хорошую аналитику в целом. Есть организация Vox Check, которая показывает пример, как надо следить за тем, что говорят политики, и проверять это. Все это есть и сейчас, кроме того, видел на некоторых каналах программы, посвященных борьбе с дезинформацией. Но в целом этот контент выглядит ненужным для журналистов, вопрос, как это все подавать — диаграммами, графиками. Мы тоже в “Деминициативах” это делаем, но журналистам такая аналитика кажется сложной, им надо бросить в информпространство какую-то цифру или цитату.

Сейчас самые популярные опросы — это рейтинги политических сил. Если каждую неделю кто-то печатает их, то начинается обсуждение в СМИ: чего там плюс 0,3%, а там минус 0,3%, и так далее, а действительно интересный контент не интересует медийщиков, которые имеют свои списки “экспертов” и вызывают информационные войны через ток-шоу. Этим грешат и каналы, которые называют патриотическими и государственными.

- Несколько лет назад Украина, по примеру Франции, Польши и других стран, создала учреждение культурной дипломатии — “Украинский институт”. Насколько хорошо он выполняет свои функции? Хватит ресурсов УИ для того, чтобы опровергать фейки роспропаганды хотя бы в основных государствах нашего интереса?

Ресурсов всегда не хватает по сравнению с Россией, которая тратит миллиарды на эту сферу, они очевидно меньше. Но “Украинский институт” делает много полезных дел, там очень преданные своему делу специалисты, я принимал участие в их мероприятиях. Институт пытается не только свои ресурсы вкладывать, он пытается устанавливать партнерство с родственными институтами, которые работают в других странах — недавно была проведена конференция по Украине в Гарварде, УИ тоже подключался к событию, организованному Гарвардским институтом украиноведческих студий. То есть синергия с подобными институтами есть в ключевых странах, очень хорошо, что они это делают. Очевидно, этого недостаточно, но сейчас много ресурсов уходит на борьбу с ковидом и прочее, но шаг сделан в правильном направлении.

Стоит вспомнить, что в этом году институтом впервые был проведен конкурс по Программе им. Ивана Лысяка-Рудницкого, известного украинского историка. В рамках конкурса зарубежным исследователям выделялись гранты для проведения украиноведческих исследований. Также УИ переводит исследования, которые вышли в Украине на иностранных языках, и это очень важно.

Кстати, хороший пример продвижения Украины и борьбы с фейками — госагентство “Укринформ”. В них выходят материалы на разных языках мира, на японский переводит бывший дипломат из Японии, на арабский переводит бывший сотрудник “Аль-Джазиры”. Но, опять же, ресурсов всегда мало. Знаете, если бы все ресурсы, которые вкладывались олигархами в их каналы, или хотя бы их часть, направлять в сферу продвижения украинского и борьбы с фейками и пропагандой — результат был бы намного лучше того, что есть.

О том, что надо сделать, это целый ряд направлений. Здесь стоит отметить, что прифронтовые районы не покрываются украинскими СМИ, там в информпространстве доминирует Россия. Есть телеканал “ДОМ”, сформированный на базе иновещания, но пока он не раскрутился. Однако при условии качественного контента он будет приниматься на прифронтовых территориях и в ОРДЛО.

Если говорить об информационном пространстве, то даже отбросив три канала Медведчука, стоит сказать, что все заполнено огромным количеством фейков или специально направленным потоком информации, который запускается в том числе и из России. Так, недавно СБУ сообщила об операции по “Телеграмм”-каналов, которые были связаны с Москвой. Даже на каналах, которые позиционируют себя как “патриотические”, очень много непроверенной информации, фейков и некачественной аналитики, эта проблема касается всего медиапространства, не говоря о соцсети.

- Можете вспомнить конкретный случай, связанный с упомянутыми выше фейками или плохо проверенной информацией?

- Буквально на днях был казус со мной: мне позвонили, люди, которые нашли якобы мой комментарий о событиях в России, ура-антироссийской направленности. Смотрю и вижу, что я такого не мог сказать, а комментария этого вообще не было в природе. Я написал в это издание — оказалось, они взяли мою цитату из “Телеграмм”-канала, не проверив. Затем извинялись и опровергали, но такого на самом деле очень много. Здесь можно вспомнить, как подаются соцопросы: манипулятивно или без проверки источника. Некоторые вещи бросают, провоцируют их обсуждения, например, через анонимные “Телеграмм”-каналы, которые серьезные СМИ не цитируют. Но в целом видим просто борьбу за рейтинги, скандалы и инфотейнмент, серьезной подачи материала нету.

В целом считаю, что мы должны работать, во-первых, над повышением медиаграмотности населения, это можно сделать только с помощью профессиональных СМИ. Во-вторых, над повышением медиаграмотности самих журналистов и редакторов, которые часто совершенно неподготовленные: журналист не может комментировать все на свете, должна быть специализация, подкованность в теме. Сейчас ситуация, когда все знают все и все комментируют все, это касается и подбора экспертов на каналах, это армада людей, ассоциированная с партиями. А людей, которые действительно являются экспертами, не увидишь там. Эта же ситуация касается и депутатов: считается, что они могут прокомментировать все. То есть засилье непрофессионализма. Во многом это обратная сторона того, что все сейчас могут делать новости и распространять их. Здесь огромное поле для работы, а качество СМИ не улучшается, оно ухудшается.

Денис САРБЕЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.