Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Админреформа в Украине — шаг навстречу ЕС?

[07:58 13 декабря 2010 года ] [ Зеркало недели, № 46, 11 - 17 декабря 2010 ]

Одного указа, подписанного сегодня, не будет достаточно, для совершения реальной оптимизации госслужбы по европейским стандартам.

Итак, можно сказать, что первый шаг сделан: намерения, задекларированные Киевом и услышанные Брюсселем, начали реализовываться. Президент подписал указ, которым производится оптимизация системы исполнительной власти. Это может стать первым шагом на пути к европеизации страны, а может и создать условия для отката страны назад, к большей концентрации власти, и сведению всех усилий к правильным названиям без изменения качества работы органов.

В ЕС не существует унифицированных стандартов относительно того, как должно выглядеть правительство и система исполнительной власти. Каждое государство—член ЕС само решает, сколько членов правительства, какие министерства и ведомства существуют в системе. Поэтому сложно сказать однозначно, соответствует ли данный шаг Киева европейским стандартам, и вряд ли ЕС будет комментировать этот вопрос.

Сокращение количества министерств может быть оценено Евросоюзом положительно, так как Украина имела самое многочисленное правительство в Европе: 26 членов Кабмина против 16 в Германии (самой большой стране ЕС), 21-го — в Испании и против 22-х — во Франции. Более того, уменьшение количества уровней исполнительной власти (с семи до четырех) также правильный шаг, так как это может создать более четкую и понятную систему. Урезание штата министерств и ведомств на 30 процентов и секретариата Кабинета министров на 50 процентов может быть положительно отмечено странами ЕС, которые значительно сократили количество своих госслужащих в условиях экономического кризиса.

Основным вопросом для ЕС будет конечная цель этой реформы. С формальной точки зрения, Евросоюз должен бы быть доволен началом подобного процесса, так как реформа госслужбы стояла на повестке дня не одной встречи Украина—ЕС и прописывалась не в одном двустороннем документе. Более того, может появиться больше оснований для эффективного использования тех денег, которые ЕС и отдельные страны-члены ежегодно выделяют на реформу госслужбы Украины (однако до сегодняшнего дня эти деньги шли на “латание дыр”).

ЕС однозначно порадует появление двух новых органов исполнительной власти. Создание Государственной миграционной службы и Государственной службы по вопросам защиты персональных данных поможет Украине выполнить обязательства в рамках Плана действий по либерализации визового режима с ЕС. Хотя для многих чиновников в Брюсселе, да и в других столицах ЕС, понятно, что создание органа не означает автоматического эффективного исполнения функций.

Многие другие изменения, как, например, реорганизация Госкомитета ветеринарной медицины или Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики в соответствующие службы вряд ли заставят поверить ЕС, что стандарты санитарии или технические нормы в Украине автоматически перестанут быть советскими. А ведь именно эти два органа являются критически важными для создания будущей зоны свободной торговли с ЕС.

Предложенная концентрация органов исполнительной власти под отдельными вице-премьер-министрами не вызвала бы негативной реакции, если бы речь шла об одной из ЕСовских стран. Подобная схема может позволить лучше координировать политику и ее реализацию в условиях, где политики не связаны с бизнесом. Однако в украинских реалиях такая система может создать условия для более свободного использования государственных ресурсов узкой группой людей.

Значительное изменение названий министерств и ведомств, которое присутствует в указе, не послужит позитивным сигналом Евросоюзу. Грузинская практика, когда ликвидируются старые и за ночь создаются новые органы госвласти, уже не впечатляет ЕС. За правильными вывесками должны стоять правильные функции, но что более важно — их прозрачное исполнение. Более того, сокращение старых кадров, но отсутствие подачи свежей крови в органы госвласти не поможет министерствам стать более эффективными, а значит, более понятными и приемлемыми для ЕС.

И последнее, но не менее важное для ЕС суждение — отсутствие человека и органа, которые будут отвечать за европейскую интеграцию. Об этом вопросе в указе вообще ни слова. Если функции будут переданы Министерству иностранных дел Украины, страна вернется в девяностые, когда отношения с ЕС были только внешней политикой. Однако это противоречит всем предыдущим заявлениям президента о том, что Украина будет проводить европейские реформы и стремиться к евростандартам. Если же функции координации будут возложены на премьер-министра, это будет позитивно воспринято в ЕС. Хотя премьеру нужны будут квалифицированные кадры для выполнения этой функции.

Какие риски для отношений Украина—ЕС? Основной проблемой может быть то, что эксперты, которые разрабатывали указ президента, не консультировались с ЕС. Через пару лет, когда вступит в силу Договор об ассоциации с ЕС, Украине придется реформировать свои институции во многих сферах — как адаптировать свои органы власти, так и менять правила и стандарты, то есть вновь перекраивать функции и перевешивать таблички. Если Украина собирается выполнять договор, то консультации с ЕС должны были бы иметь место. Для ЕС отсутствие таковых может означать, что новая власть или не принимает во внимание будущую потребность, или у нее слишком много ресурсов для реформ.

Возврат функций по торговой политике из Министерства иностранных дел в Министерство экономической политики и внешней торговли может в краткосрочной перспективе усложнить переговоры с ЕС относительно зоны свободной торговли. Ключевые игроки переговорной команды должны остаться на месте, чтобы не вызывать панику у ЕСовской стороны и продолжать переговоры.

Одного указа, подписанного сегодня, не будет достаточно, для совершения реальной оптимизации госслужбы по европейским стандартам. Следующим шагом — исходя из практики ЕС — должна стать незамедлительная реформа двух ключевых органов, а именно Министерства образования и “в списках не значащегося” Главного управления государственной службы, ведь именно они ответственны за подготовку кадров, которые когда-нибудь заговорят на понятном европейцам языке.

Ольга ШУМИЛО-ТАПИОЛА, брюссельский офис Центра Карнеги

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.