Министерство инфраструктуры активно продвигает создание в Украине транспорта пятого поколения — Hyperloop. Одна презентация следует за другой, социальные сети их встречают волнами шуток, но вопросов от этого не становится меньше. УНИАН со всей серьезностью разбирался, будет ли действительно реализован этот проект и нужен ли он сегодня вообще.
Идейным вдохновителем Hyperloop является известный американский предприниматель-новатор Илон Маск / wikipedia.org
Министерство инфраструктуры активно продвигает в Украине проект пятого поколения транспорта — после парохода, самолета, автобуса, поезда — Hyperloop. Об этой транспортной системе, представляющей собой вакуумный трубопровод, внутри которого перемещаются герметичные капсулы на аэродинамической подушке со скоростью до 1200 км в час, впервые в нашей стране заговорили в феврале этого года. В мире же о новейшей транспортной системе заявили еще в 2013 году.
Идейным вдохновителем Hyperloop является известный американский предприниматель-новатор Илон Маск. Именно он предложил такой вид транспорта в противовес дорогостоящему проекту скоростной железной дороги из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Идею поддержали, и в 2015 году проект стартовал, но пока только в виде тестовой площадки и только для грузовых перевозок. Занимаются Hyperloop и в Мексике, и во Франции, и в Эмиратах. Только нигде конкретных результатов пока еще нет.
Идею создать Hyperloop в Украине презентовал нынешней зимой министр инфраструктуры Владимир Омелян, представляя будущего партнера — компанию Octagonal Corporation, которая, по его словам, уже занимается строительством Hyperloop в Мексике. Омелян также сообщил, что в нашей стране вести разработку HypeUA — аналога Hyperloop — будет пул привлеченных специалистов: из Национальной академии наук, “Укроборонпрома”, “Южмаша”, “Каховского завода электросварочного оборудования”, “Интерпайпа”, Unit.City, Агентства развития Днепра, Украинского института будущего и Платформы развития инноваций.
Заявление о реализации проекта вызвало шквал критики и шуток как со стороны экспертов, так и рядовых украинцев. Омелян даже повздорил в соцсетях с изобретателями и стартаперами, которые считают, что вакуумные трубы — “вчерашний день”, да и вообще проект не ко времени, так как для страны, где нет поездов и дорог, заниматься Hyperloop, как минимум, смешно.
Украинский институт будущего тоже заявил о неприемлемости развивать на сегодня проект в Украине — нет специалистов, нет денег. “Учитывая то, что в Украине нет дешевого кредитного ресурса, риски страны являются одними из самых высоких в мире. Обеспечение окупаемости данного проекта является нереальным. Главная причина неокупаемости проекта — низкий пассажиропоток и платежеспособность населения. А если проект инвестиционно неэффективен, его не внедряют… Сейчас Украине нужно решить те проблемы, которые дадут гражданам эффект уже сегодня. Решить проблемы с “Укрзализныцей”, запустить речные перевозки, инвестировать в инфраструктуру аэропортов и портов. Новые технологии можно внедрять и сейчас, если они экономически целесообразные, технически доработанные, и есть для них ресурс”, — говорится в комментарии института.
Омелян заявил о создании в скором времени RND-центра и дата-центра, которые будут заниматься не только технологией Hyperloop / фото УНИАН
Несмотря на все это, очередная презентация проекта Hyperloop состоялась в июне, только в несколько ином виде. Во-первых, поменялся иностранный партнер — им стала компания Hyperloop Transportation Technologies, с которой министерство подписало меморандум о сотрудничестве. Кроме того, Омелян заявил о создании в скором времени RND-центра и дата-центра, которые будут заниматься не только технологией Hyperloop, но и новейшими транспортными технологиями. По его прогнозу, первая линия вакуумного поезда может быть запущена в Украине в ближайшие 5 лет: “Я хочу, чтобы в ближайшие 5 лет мы пришли хотя бы к одной линии Hyperloop в Украине. Будет правильно провести переговоры с партнерами в Китае и Европейском Союзе, и соединить Hyperloop — доставку грузов из Китая в страны ЕС”.
Также министр сообщил, что в этом году завершаются работы по разработке предварительного ТЭО и в следующем году должно начаться конструирование тестовой трубы в Украине. Причем, все работы будут вестись на волонтерских началах: “Это мы делаем совместно с Национальной академией наук Украины. Пока что мы делаем это на волонтерских началах. Без денег”.
Что касается заявленного еще в феврале сотрудничества с компанией Octagonal Corporation, в том числе ее проекта в Мексике, Омелян сообщил — работы идут по графику, но пока вся информация конфиденциальная.
Кстати, изначально Hyperloop One обнародовала список из десяти регионов, где в перспективе может появиться Hyperloop: США, Великобритания, Мексика, Индия и Канада. Украины в перечне не было. Но в январе 2018 года появилась информация о том, что Маск намерен проложить по территории нашей страны 5 из 11 глобальных веток вакуумной трубы, которые станут звеньями цепочек, соединяющих Азию, Африку, Европу и Америку. Но это все гипотетически, когда-нибудь.
Чтобы разобраться в ситуации с Hyperloop, УНИАН направил запросы всем отечественным участникам проекта. Но, в большинстве своем, они отмалчиваются. Рассказать о проекте согласились только в Академии наук, в частности, в Институте экономики и прогнозирования. С УНИАН поговорила доктор экономических наук, заведующая отделом развития производственной инфраструктуры Елена Никифорук.
Впервые о проекте Hyperloop министр инфрастуктуры Владимир Омелян заявил в феврале 2018 года, в рамках встречи с компанией Octagonal Corporation, которая продвигает эту технологию в Мексике, а в июне Мининфраструктуры подписало меморандум о сотрудничестве с компанией HyperloopTransportationTechnologies (HTT). Так с кем же будем сотрудничать?
Этот вопрос к Министерству инфраструктуры, так как это ведомство — главный генератор идеи, оно же организовывает и всех участников проекта — как украинских, так и зарубежных. В частности, к Александру Озерану, гендиректору директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте Мининфраструктуры — основному генератору и мотору всех процессов.
До подписания меморандума о сотрудничестве с компанией НТТ с вашим институтом обсуждалась идея внедрить технологию Hyperloop в Украине? С учеными советовались?
Этот вопрос имеет две составляющие — идея и ее воплощение в жизнь. Идея появилась давно. Первые статьи на эту тему были опубликованы еще в 70-х годах 19 столетия. В то время выдвигался фантастический замысел — связать некие территории подземными тоннелями, в которых люди и товар будут перемещаться в герметичных капсулах. То есть, идее этой — лет-лет и памяти нет. Ее на поверхность в 2013 году вытащил Илон Маск, венчурный предприниматель, который активно занимается новыми технологиями и их внедрением в жизнь. Hyperloopn возник в качестве ответа на проект строительства скоростной железной дороги, соединяющей Лос-Анджелес и Сан-Франциско (он был дорогостоящий и предполагал медленную скорость перемещения). И Маск предложил свой вариант — Hyperloop, который намного экономичней и скоростной. Его идею подхватили определенные бизнес-круги в США, которые затем основали две компании — Hyperloop One и Hyperloop TT. Процесс стал активно развиваться с 2015 года. Рассматривается два вида перевозок — грузовой и пассажирский.
Hyperloop — это вакуумная петля, движение капсул в трубе, из которой откачивается воздух / instagram.com/elonmusk
Hyperloop — это вакуумная петля, движение капсул в трубе, из которой откачивается воздух. И за счет того, что нет торможения (сопротивления воздуха), скорость может развиваться до 1200 километров в час. В США уже построен тестовый участок, но разогнать капсульный “состав” получилось только до 241 км в час (по состоянию на май 2018 года). Есть проект и во Франции, в Тулузе, но он лишь на уровне старта. Все еще только в виде намерений. В Эмиратах тоже хотят приобщиться к Hyperloop, но пока все тоже на уровне обсуждений, причем предпроектных. Время покажет, насколько эта технология будет экономной. Пока все расчеты, в основном, гипотетические.
А вы верите в будущее пятого поколения транспорта, учитывая, что сейчас все только на стадии обсуждений?
В нашей Академии наук есть Институт транспортных систем и технологий НАН Украины. Он находится в Днепре, и его специалисты много лет занимаются, в том числе и этой тематикой, а именно: научно-исследовательскими работами, направленными на создание транспортных средств на магнитном и воздушном подвесе. Также в НАН есть конкретные исследования различных инновационных перемещений, в том числе в трубе с откачанным воздухом. Есть и харьковские разработки перемещения капсулы-аэропоезда в трубопроводе. В целом, разработок в Украине достаточно много. Hyperloop — лишь одно из таких направлений. То есть, существует масса вариантов, и какая из идей получит в конце концов воплощение, покажет время.
Но успех гарантирован той команде в мире, в целом, и стране, которая синтезирует полученные знания в интегральный проект. В силу перечисленных и многих других факторов, к решению этого транспортного вопроса были привлечены и специалисты НАН. В феврале между Министерством инфраструктуры и Академией был подписан меморандум о намерениях, в котором указано, что стороны обязуются сообща инициировать развитие транспортных стартапов, в том числе в сфере транспорта пятого поколения, взаимно привлекать ресурсы.
А наши разработки пока только на бумаге?
Нет, есть кое-что уже с результативными разработками. Сейчас мы собираем всю информацию, поскольку работы велись не только в академических институтах. Есть много зарегистрированных патентов. Работа продвигается, но, по нашему мнению, медленно.
Почему?
Прежде всего, нет достаточного финансирования. Кроме того, разработчики, особенно в настоящее время, разобщены. Есть скупщики идей.
Илон Маск / REUTERS
Но и Hyperloop — не идея Маска. Этот проект разрабатывали студенты. Маску он показался интересным, и он заявил о нем. Кстати, Маск отказался от финансирования проекта, вложенные средства — венчурные и волонтерские. За результат отвечают только разработчики. Маск — не несет ответственности. Он — вдохновитель и идейный куратор в одном лице…
Это так. Маск идею озвучил, а воплощение и внедрение — на плечах команд энтузиастов. Я была на презентации HTT, к проекту подключились несколько именитых американских организаций, а также НАСА. В Украине сейчас происходит подобное — только на начальном этапе развития. Создан некий проектный пул, в который вошли НАН, “Укроборонпром”, “Южмаш”, “Каховский завод электросварочного оборудования”, “Интерпайп”, Unit.City, Агентство развития Днепра, Украинский институт будущего и Платформа развития инноваций. Кстати, “Интерпайп” предоставляет территорию для строительства тестовой площадки, для ведения экспериментов.
Площадка будет строиться в Днепре?
Пока это на уровне намерений, хотя администрация города проявляет активность.
А финансирование проекта обсуждалось, как это будет происходить?
Пока — на добровольных принципах. Сейчас только объединяемся, встречаемся, обсуждаем будущие шаги. Мининфраструктуры подключит к этому процессу иностранцев, о чем свидетельствует подписанные меморандумы.
Мы делали контент-анализ многих источников о Hyperloop, и они свидетельствуют, что Украина находится в мейнстриме. Очень многие правительства зарубежных стран, в том числе Японии, Китая, Эмиратов, Франции, заинтересованы в прорывных, революционных проектах, инновационных технологиях. Это происходит по подобию космической гонки. Несмотря на то, что у нас нет дорог, что-то еще не дотягивает, но это не значит, что мы не должны стремиться участвовать в мировом процессе разработок и внедрении транспортных новейших технологий.
То есть, проект Hyperloop нужен для развития отечественной науки?
Не только для развития науки. Украина владеет экспортным потенциалом. И в этом плане Hyperloop важен. Эта тема обсуждалась с компанией HTT. Когда проект увидит жизнь, а речь идет о его широком применении, то станет вопрос поставок отдельных запчастей, оборудования. И часть из них может производить Украина. Таким образом, наша страна будет участвовать в цепочках глобальной добавленной стоимости.
Встречи участников проекта происходят на постоянной основе?
Мы привлечены как экспертная организация. Было уже выездное заседание с остальными участниками проекта в Днепре. Была встреча и с НТТ. Процесс идет.
Компания Octagonal Corporation занимается Hyperloopв Мексике. Не знаете, как там идут дела?
Эта компания заявляла во время встречи в Украине, что предоставит ряд расчетов по проекту. Но потом министерством было озвучено, что на этапе строительства все технические данные представляют собой коммерческую тайну. Вся информация вне доступа.
Омелян заявил, что в ближайшее время может быть создан RND-центр и дата-центр в Украине, которые будут заниматься не только Hyperloop, но и новейшими транспортными технологиями. Это вопрос уже обсуждался с вами?
Это пока только намерения. Конкретики в этом вопросе еще не было.
***
Вывод из разговора напрашивается только один — пока нет причин ни нервничать, ни паковать чемоданы для поездки в вакуумном поезде. Вроде как никто не направляет на сомнительный проект деньги налогоплательщиков, средства планируют привлечь где-то на стороне. Кроме того, очевидно, что украинский Hyperloop будут проектировать и обсуждать не один год, и не два.
И все это время политики и чиновники, проводя презентации и фотографируясь на новой украинской “стройке века”, смогут эффектно пиариться, провозглашая декламации из умных слов.
Нана ЧЕРНАЯ
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
15:00 27 ноября
14:40 27 ноября
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.