Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

А мы сядем в Hyperloop, и поедем… когда-нибудь

[16:04 03 июля 2018 года ] [ УНИАН, 2 июля 2018 ]

Пока нет причин ни нервничать, ни паковать чемоданы для поездки в вакуумном поезде.

Министерство инфраструктуры активно продвигает создание в Украине транспорта пятого поколения — Hyperloop. Одна презентация следует за другой, социальные сети их встречают волнами шуток, но вопросов от этого не становится меньше. УНИАН со всей серьезностью разбирался, будет ли действительно реализован этот проект и нужен ли он сегодня вообще.

Идейным вдохновителем Hyperloop является известный американский предприниматель-новатор Илон Маск / wikipedia.org

Идейным вдохновителем Hyperloop является известный американский предприниматель-новатор Илон Маск / wikipedia.org

Министерство инфраструктуры активно продвигает в Украине проект пятого поколения транспорта — после парохода, самолета, автобуса, поезда — Hyperloop. Об этой транспортной системе, представляющей собой вакуумный трубопровод, внутри которого перемещаются герметичные капсулы на аэродинамической подушке со скоростью до 1200 км в час, впервые в нашей стране заговорили в феврале этого года. В мире же о новейшей транспортной системе заявили еще в 2013 году.

Идейным вдохновителем Hyperloop является известный американский предприниматель-новатор Илон Маск. Именно он предложил такой вид транспорта в противовес дорогостоящему проекту скоростной железной дороги из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Идею поддержали, и в 2015 году проект стартовал, но пока только в виде тестовой площадки и только для грузовых перевозок. Занимаются Hyperloop и в Мексике, и во Франции, и в Эмиратах. Только нигде конкретных результатов пока еще нет.

Идею создать Hyperloop в Украине презентовал нынешней зимой министр инфраструктуры Владимир Омелян, представляя будущего партнера — компанию Octagonal Corporation, которая, по его словам, уже занимается строительством Hyperloop в Мексике. Омелян также сообщил, что в нашей стране вести разработку HypeUA — аналога Hyperloop — будет пул привлеченных специалистов: из Национальной академии наук, “Укроборонпрома”, “Южмаша”, “Каховского завода электросварочного оборудования”, “Интерпайпа”, Unit.City, Агентства развития Днепра, Украинского института будущего и Платформы развития инноваций. 

Заявление о реализации проекта вызвало шквал критики и шуток как со стороны экспертов, так и рядовых украинцев. Омелян даже повздорил в соцсетях с изобретателями и стартаперами, которые считают, что вакуумные трубы — “вчерашний день”, да и вообще проект не ко времени, так как для страны, где нет поездов и дорог, заниматься Hyperloop, как минимум, смешно.

Украинский институт будущего тоже заявил о неприемлемости развивать на сегодня проект в Украине — нет специалистов, нет денег. “Учитывая то, что в Украине нет дешевого кредитного ресурса, риски страны являются одними из самых высоких в мире. Обеспечение окупаемости данного проекта является нереальным. Главная причина неокупаемости проекта — низкий пассажиропоток и платежеспособность населения. А если проект инвестиционно неэффективен, его не внедряют… Сейчас Украине нужно решить те проблемы, которые дадут гражданам эффект уже сегодня. Решить проблемы с “Укрзализныцей”, запустить речные перевозки, инвестировать в инфраструктуру аэропортов и портов. Новые технологии можно внедрять и сейчас, если они экономически целесообразные, технически доработанные, и есть для них ресурс”, — говорится в комментарии института.

Омелян заявил о создании в скором времени RND-центра и дата-центра, которые будут заниматься не только технологией Hyperloop / фото УНИАН

Омелян заявил о создании в скором времени RND-центра и дата-центра, которые будут заниматься не только технологией Hyperloop / фото УНИАН

Несмотря на все это, очередная презентация проекта Hyperloop состоялась в июне, только в несколько ином виде. Во-первых, поменялся иностранный партнер — им стала компания Hyperloop Transportation Technologies, с которой министерство подписало меморандум о сотрудничестве. Кроме того, Омелян заявил о создании в скором времени RND-центра и дата-центра, которые будут заниматься не только технологией Hyperloop, но и новейшими транспортными технологиями. По его прогнозу, первая линия вакуумного поезда может быть запущена в Украине в ближайшие 5 лет: “Я хочу, чтобы в ближайшие 5 лет мы пришли хотя бы к одной линии Hyperloop в Украине. Будет правильно провести переговоры с партнерами в Китае и Европейском Союзе, и соединить Hyperloop — доставку грузов из Китая в страны ЕС”.

Также министр сообщил, что в этом году завершаются работы по разработке предварительного ТЭО и в следующем году должно начаться конструирование тестовой трубы в Украине. Причем, все работы будут вестись на волонтерских началах: “Это мы делаем совместно с Национальной академией наук Украины. Пока что мы делаем это на волонтерских началах. Без денег”.

Что касается заявленного еще в феврале сотрудничества с компанией Octagonal Corporation, в том числе ее проекта в Мексике, Омелян сообщил — работы идут по графику, но пока вся информация конфиденциальная.

Кстати, изначально Hyperloop One обнародовала список из десяти регионов, где в перспективе может появиться Hyperloop: США, Великобритания, Мексика, Индия и Канада. Украины в перечне не было. Но в январе 2018 года появилась информация о том, что Маск намерен проложить по территории нашей страны 5 из 11 глобальных веток вакуумной трубы, которые станут звеньями цепочек, соединяющих Азию, Африку, Европу и Америку. Но это все гипотетически, когда-нибудь. 

Чтобы разобраться в ситуации с Hyperloop, УНИАН направил запросы всем отечественным участникам проекта. Но, в большинстве своем, они отмалчиваются. Рассказать о проекте согласились только в Академии наук, в частности, в Институте экономики и прогнозирования. С УНИАН поговорила доктор экономических наук, заведующая отделом развития производственной инфраструктуры Елена Никифорук.

Впервые о проекте Hyperloop министр инфрастуктуры Владимир Омелян заявил в феврале 2018 года, в рамках встречи с компанией Octagonal Corporation, которая продвигает эту технологию в Мексике, а в июне Мининфраструктуры подписало меморандум о сотрудничестве с компанией HyperloopTransportationTechnologies (HTT). Так с кем же будем сотрудничать?

Этот вопрос к Министерству инфраструктуры, так как это ведомство — главный генератор идеи, оно же организовывает и всех участников проекта — как украинских, так и зарубежных. В частности, к Александру Озерану, гендиректору директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте Мининфраструктуры — основному генератору и мотору всех процессов.

До подписания меморандума о сотрудничестве с компанией НТТ с вашим институтом обсуждалась идея внедрить технологию Hyperloop в Украине? С учеными советовались?

Этот вопрос имеет две составляющие — идея и ее воплощение в жизнь. Идея появилась давно. Первые статьи на эту тему были опубликованы еще в 70-х годах 19 столетия. В то время выдвигался фантастический замысел — связать некие территории подземными тоннелями, в которых люди и товар будут перемещаться в герметичных капсулах. То есть, идее этой — лет-лет и памяти нет. Ее на поверхность в 2013 году вытащил Илон Маск, венчурный предприниматель, который активно занимается новыми технологиями и их внедрением в жизнь. Hyperloopn возник в качестве ответа на проект строительства скоростной железной дороги, соединяющей Лос-Анджелес и Сан-Франциско (он был дорогостоящий и предполагал медленную скорость перемещения). И Маск предложил свой вариант — Hyperloop, который намного экономичней и скоростной. Его идею подхватили определенные бизнес-круги в США, которые затем основали две компании — Hyperloop One и Hyperloop TT. Процесс стал активно развиваться с 2015 года. Рассматривается два вида перевозок — грузовой и пассажирский.

Hyperloop — это вакуумная петля, движение капсул в трубе, из которой откачивается воздух / instagram.com/elonmusk

Hyperloop — это вакуумная петля, движение капсул в трубе, из которой откачивается воздух / instagram.com/elonmusk

Hyperloop — это вакуумная петля, движение капсул в трубе, из которой откачивается воздух. И за счет того, что нет торможения (сопротивления воздуха), скорость может развиваться до 1200 километров в час. В США уже построен тестовый участок, но разогнать капсульный “состав” получилось только до 241 км в час (по состоянию на май 2018 года). Есть проект и во Франции, в Тулузе, но он лишь на уровне старта. Все еще только в виде намерений. В Эмиратах тоже хотят приобщиться к Hyperloop, но пока все тоже на уровне обсуждений, причем предпроектных. Время покажет, насколько эта технология будет экономной. Пока все расчеты, в основном, гипотетические.

А вы верите в будущее пятого поколения транспорта, учитывая, что сейчас все только на стадии обсуждений?

В нашей Академии наук есть Институт транспортных систем и технологий НАН Украины. Он находится в Днепре, и его специалисты много лет занимаются, в том числе и этой тематикой, а именно: научно-исследовательскими работами, направленными на создание транспортных средств на магнитном и воздушном подвесе. Также в НАН есть конкретные исследования различных инновационных перемещений, в том числе в трубе с откачанным воздухом. Есть и харьковские разработки перемещения капсулы-аэропоезда в трубопроводе. В целом, разработок в Украине достаточно много. Hyperloop — лишь одно из таких направлений. То есть, существует масса вариантов, и какая из идей получит в конце концов воплощение, покажет время.

Но успех гарантирован той команде в мире, в целом, и стране, которая синтезирует полученные знания в интегральный проект. В силу перечисленных и многих других факторов, к решению этого транспортного вопроса были привлечены и специалисты НАН. В феврале между Министерством инфраструктуры и Академией был подписан меморандум о намерениях, в котором указано, что стороны обязуются сообща инициировать развитие транспортных стартапов, в том числе в сфере транспорта пятого поколения, взаимно привлекать ресурсы.

А наши разработки пока только на бумаге?

Нет, есть кое-что уже с результативными разработками. Сейчас мы собираем всю информацию, поскольку работы велись не только в академических институтах. Есть много зарегистрированных патентов. Работа продвигается, но, по нашему мнению, медленно.

Почему?

Прежде всего, нет достаточного финансирования. Кроме того, разработчики, особенно в настоящее время, разобщены. Есть скупщики идей.

Илон Маск / REUTERS

Илон Маск / REUTERS

Но и Hyperloop — не идея Маска. Этот проект разрабатывали студенты. Маску он показался интересным, и он заявил о нем. Кстати, Маск отказался от финансирования проекта, вложенные средства — венчурные и волонтерские. За результат отвечают только разработчики. Маск — не несет ответственности. Он — вдохновитель и идейный куратор в одном лице…

Это так. Маск идею озвучил, а воплощение и внедрение — на плечах команд энтузиастов. Я была на презентации HTT, к проекту подключились несколько именитых американских организаций, а также НАСА. В Украине сейчас происходит подобное — только на начальном этапе развития. Создан некий проектный пул, в который вошли НАН, “Укроборонпром”, “Южмаш”, “Каховский завод электросварочного оборудования”, “Интерпайп”, Unit.City, Агентство развития Днепра, Украинский институт будущего и Платформа развития инноваций. Кстати, “Интерпайп” предоставляет территорию для строительства тестовой площадки, для ведения экспериментов.

Площадка будет строиться в Днепре?

Пока это на уровне намерений, хотя администрация города проявляет активность.

А финансирование проекта обсуждалось, как это будет происходить?

Пока — на добровольных принципах. Сейчас только объединяемся, встречаемся, обсуждаем будущие шаги. Мининфраструктуры подключит к этому процессу иностранцев, о чем свидетельствует подписанные меморандумы.

Мы делали контент-анализ многих источников о Hyperloop, и они свидетельствуют, что Украина находится в мейнстриме. Очень многие правительства зарубежных стран, в том числе Японии, Китая, Эмиратов, Франции, заинтересованы в прорывных, революционных проектах, инновационных технологиях. Это происходит по подобию космической гонки. Несмотря на то, что у нас нет дорог, что-то еще не дотягивает, но это не значит, что мы не должны стремиться участвовать в мировом процессе разработок и внедрении транспортных новейших технологий.

То есть, проект Hyperloop нужен для развития отечественной науки?

Не только для развития науки. Украина владеет экспортным потенциалом. И в этом плане Hyperloop важен. Эта тема обсуждалась с компанией HTT. Когда проект увидит жизнь, а речь идет о его широком применении, то станет вопрос поставок отдельных запчастей, оборудования. И часть из них может производить Украина. Таким образом, наша страна будет участвовать в цепочках глобальной добавленной стоимости.

Встречи участников проекта происходят на постоянной основе?

Мы привлечены как экспертная организация. Было уже выездное заседание с остальными участниками проекта в Днепре. Была встреча и с НТТ. Процесс идет.

Компания Octagonal Corporation занимается Hyperloopв Мексике. Не знаете, как там идут дела?

Эта компания заявляла во время встречи в Украине, что предоставит ряд расчетов по проекту. Но потом министерством было озвучено, что на этапе строительства все технические данные представляют собой коммерческую тайну. Вся информация вне доступа.

Омелян заявил, что в ближайшее время может быть создан RND-центр и дата-центр в Украине, которые будут заниматься не только Hyperloop, но и новейшими транспортными технологиями. Это вопрос уже обсуждался с вами?

Это пока только намерения. Конкретики в этом вопросе еще не было.

***

Вывод из разговора напрашивается только один — пока нет причин ни нервничать, ни паковать чемоданы для поездки в вакуумном поезде. Вроде как никто не направляет на сомнительный проект деньги налогоплательщиков, средства планируют привлечь где-то на стороне. Кроме того, очевидно, что украинский Hyperloop будут проектировать и обсуждать не один год, и не два.

И все это время политики и чиновники, проводя презентации и фотографируясь на новой украинской “стройке века”, смогут эффектно пиариться, провозглашая декламации из умных слов.

Нана ЧЕРНАЯ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.