Между тем, вряд ли найдется “хата с краю”, которая бы не пострадала от мирового экономического кризиса 2008 года. Сейчас много говорят о второй волне кризиса. Реальная ли она и чем может грозить Украине и простому украинцу? На эту тему “ОстроВ” беседует с председателем Всеукраинского союза ученых-экономистов, доктором экономических наук, профессором, академиком Академии экономических наук Украины, заведующим кафедрой стратегического управления экономическим развитием ДонНТУ Александром Кендюховым.
- В последнее время много говорят о второй волне экономического кризиса. Некоторые эксперты пророчат на осень 2011 года экономическую катастрофу. Оправданы ли эти опасения?
— На мой взгляд, вероятность такого сценария крайне низкая. Как бы кому не хотелось, никакой экономической катастрофы в Украине этой осенью не будет. Будет продолжаться вялотекущая рецессия, инфляционные процессы и несущественные колебания валютного курса, но проблем с бюджетом и выплатой заработных плат не будет. Первая половина 2012 года, вплоть до конца лета также будет экономически стабильной.
- Вторая волна экономического кризиса с учетом недавних событий околодефолтного состояния США уже прошла или еще впереди? Сохраняются ли угрозы для национальной экономики Украины?
— Те, кто считает, что уже удалось успешно преодолеть мировой экономический кризис, глубоко ошибаются. События в США июля-августа этого года неправильно называть второй волной экономического кризиса. Это результат, следствие его коренных причин, но не вторая волна. Вторая волна еще впереди и она, безусловно, коснется и Украины. На Западе она начнется, скорее всего, во второй половине 2012 года, а к Украине докатится в начале 2013 года.
Мой прогноз: рост мирового ВВП в 2011 году составит 3,8-3,9%, в 2012 году — 3,6-3,7%, а в 2013 году — не более 3,5%. И то этот рост будет обеспечиваться преимущественно Китаем.
Ситуацию может осложнить природный катаклизм, связанный с пиковым повышением электромагнитной активности Солнца, о чем еще в прошлом году предупреждали ученые NASA. Речь идет об угрозе выведения из строя многих электронных систем.
Между первой и будущей второй волнами кризиса будут принципиальные различия, хотя его основа, разумеется, останется прежней. Если первая волна началась с падения рынка недвижимости, как следствия краха финансово не обеспеченных потребительских иллюзий на предмет его бесконечного роста, и краха финансового сектора, разогревшего кредитоманию, то вторая волна будет связана, прежде всего, с диспропорциями общенациональных доходов и расходов, экспорта и импорта, то есть с более глубинными причинами. Соответственно, тактические антикризисные меры по снижению последствий первой волны (преимущественно путем вливания денег в экономику), ко второй будут не применимы и даже губительны, так как могут спровоцировать классическую инфляционную спираль.
В аспекте диалектики развития кризиса немаловажным является и тот факт, что на долю европейского рынка приходится порядка 20% американского экспорта и, соответственно, экономический спад в Европе негативно скажется на доходах компаний США и стоимости их акций. Это, с одной стороны, спровоцирует отток американского капитала из США, а с другой подтолкнет Китай к покупке подешевевших активов американских компаний.
Наибольшая вероятность стремительного ухудшения социально-экономической ситуации в Украине приходится на первую половину 2013 года. Я оцениваю ее на уровне 90%. Именно на это время придется пик второй волны мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.
В 2013 году ситуация для Украины осложнится тем, что на этот год приходятся наибольшие выплаты по внешним займам. Сегодня в сравнении с некоторыми проблемными европейскими странами (Греция, Испания, Португалия, Италия) доля внешнего долга по отношению к ВВП сравнительно невелика и пока что составляет менее 50%. Но нужно учитывать, что еще 5 лет назад этот показатель был в пять раз ниже! И пока что тенденция к сокращению внешних заимствований не прослеживается.
Следует отметить, что в современном краткосрочном периоде ситуацию усугубляют крайне негативная финансовая ситуация в НАК „Нафтогаз Украины”. Балансы банков, представленных в Украине, по-прежнему отягощены проблемными кредитами, доля которых в отдельных случаях достигает 40% и более.
В среднесрочной перспективе некоторые плюсы все же есть и они дают время для принятия антикризисных мер. Весомая доля экспорта в Азию способна будет поддерживать украинскую экономику в ближайшие три года. Собственно, за прошедшие два года именно торговля с Китаем и другими странами Азии компенсировала падение спроса со стороны сокративших потребление США и Европы. Однако в этой же среднесрочной перспективе Китай и Индия планируют ввести в строй новые производственные мощности по нашим экспортным статьям, и тогда из потребителей украинской продукции они превратятся в поставщиков аналогичной. Для нас это будет конкуренция надувной лодки с авианосцем.
Пик третьей, самой сильной волны, произойдет в 2016-2017 годах. Это будет самый сильный удар по мировой экономике, особенно по экономике Запада, в результате которого произойдет перераспределение мировых экономических сил. Если к тому времени Украина не успеет изменить структуру своего национального производства, то ее будет ждать масштабный экономический крах. В мировой экономике далее будет еще две-три, все более слабых волны. Закончится экономический спад в 2027-2028 годах. Ведущей экономикой мира станет Китай, в число мировых лидеров войдет Индия, если сможет преодолеть коррупцию, а Япония, если в этой стране не случиться новой природной катастрофы, восстановит свою былую экономическую мощь. Доллар уже не будет мировой валютой, но США останутся второй экономикой мира. Украина к тому времени может превратиться в фактического вассала Китая.
- Китая? Почему это произойдет?
— В условиях мирового экономического кризиса, основной удар которого приходится на Западную цивилизацию, породившую его, наиболее вероятным кредитором Украины станет Китай, который, уже начиная со следующего года, с возрастающей интенсивностью станет давать Украине кредиты на различные сельскохозяйственные проекты под государственные гарантии, заведомо зная о высоком риске невозврата этих кредитов. Но Украина по разным причинам их будет брать. Когда выясниться, что кредиты отдавать нечем, Украина расплатится с Китаем своей землей, теми самыми черноземами, продажа которых иностранным резидентам будет по закону, скорее всего, запрещена. Однако Украина расплатится не собственностью на землю, а правами на аренду. На лет 100-150. Это не будет противоречить закону. А чем еще она сможет расплатиться?
Китай, имеющий триллионные резервы в долларах США, преследуя свои национальные интересы, понимая неизбежность девальвации данной валюты и, соответственно, ощущая острую необходимость избавиться от нее, в ближайшие годы станет одним из крупнейших мировых кредиторов, по сравнению с которым Международный валютный фонд и Всемирный банк будут выглядеть моськами перед слоном. Только за прошедшие 2009 и 2010 года два государственных китайских банка China Development Bank и China Import Bank выдали больше кредитов развивающимся странам, чем Всемирный банк, на сумму более, чем 110 млрд. долларов. Это, кстати сказать, стало весомым, если не главным, аргументом при заключении крайне выгодных для Китая долгосрочных сделок по поставкам нефти из России, Венесуэлы и Бразилии. Характерно, что Китай искусственно ограничивает возможности собственного частного сектора инвестировать за рубежом, а вынуждает его вкладывать деньги внутри страны. Сегодня объем прямых зарубежных инвестиций китайских частных компаний в два раза меньше, чем объем прямых инвестиций иностранных компаний в Китай. Государственный же сектор, полностью отражающий национальные интересы Китая, наоборот все активнее и масштабнее осуществляет внешнюю инвестиционную политику.
В ближайшие годы Китаю нужна будет еще большая экспансия на мировые рынки и он будет с щедростью царицы Цирцеи выдавать кредиты под государственные гарантии (рассчитывая на землю, сырьевые и энергетические ресурсы, новые рынки), условия либерализации торговли, инвестировать в покупку имеющихся или создание новых производств в зарубежных странах.
- Как люди ощутят на себе последствия второй и третьей волн кризиса?
— Что такое пик кризиса? Давайте посмотрим на экономическую историю. Это не когда перестают выдавать кредиты и замораживают депозиты, лихорадит фондовые рынки и валютный курс. Пик кризиса — когда массы людей остаются без средств к существованию и начинают испытывать чувство физического голода, когда в пищу идут бездомные собаки и кошки. В 2001 году нечто подобное пережила Аргентина. Да что далеко ходить. Вспомните 1993, 1994 года в Украине. То, что началось в 2008 году, первая волна — это только прелюдия.
- Вы всегда называете современный кризис экономическим, в то время, когда большинство экономистов употребляют характеристику “финансовый”? В чем разница?
— Разница в видении причин кризиса. Я убежден, что в глобальном масштабе изменения в финансовых потоках есть всегда следствие каких-либо экономических трансформаций. Все эти рассказы о финансовых спекуляциях, как причине кризиса — демагогия. В данном случае речь идет об экономических диспропорциях между желаемым и экономически обоснованным потреблением, диспропорциях в мировом потреблении и производстве, товарном экспорте и импорте, структуре мирового производства.
Что такое экономика? Это способ удовлетворения человечеством своих материальных потребностей. Потребности стран Западной цивилизации и пытающейся не отстать от нее Украины стали выше их национальных экономических возможностей. Такое потребление можно поддерживать на достигнутом уровне и увеличивать только за счет всевозможных кредитных программ, дотаций, субсидий. Но при сложившемся торговом балансе между Западной и Восточной цивилизациями этого сделать невозможно!
Хочу подчеркнуть, что сформировавшееся в конце прошлого века в странах Запада Общество потребления стало разрушителем своей цивилизации. Последствия падения Европейской экономической системы и США, если соответствующие страны не примут срочных мер по перестройке своих национальных экономических систем, мы будем наблюдать ежегодно на протяжении ближайших 10-15 лет. Это будут трагические последствия, сопровождаемые дефолтами, безработицей и масштабными социальными протестами.
- Есть ли рецепт изменения ситуации в мировой экономике? Что, по Вашему мнению, должны были бы сделать США и Евросоюз, чтобы снизить возможные негативные последствия мирового кризиса?
— Конечно, рецепт есть. Но почему я должен его озвучить? У них мировые экономические мозги, нобелевские лауреаты. Пусть додумаются сами. Вопрос в другом, почему эти супермозги не придали должного значения теории длинных волн Кондратьева и, за исключением Пола Кругмана, которому никто не поверил, не предвидели надвигающийся кризис, а если и предвидели, то не смогли помешать?
Мировая экономическая наука, да и украинская тоже, крайне отягощены инерционностью мышления, традиционностью подходов к оценке ситуации. Все привыкли смотреть на графики и таблицы с показателями, в то время, когда нужно было заглядывать в человеческое сознание. С кризисами перепроизводства традиционно боролись путем стимулирования потребления. Растет потребление — все чудесно, растет и производство, занятость, зарплаты и т.д. Все это было до определенного момента правильно. Стимулирование потребления рассматривалось практически всеми ведущими мировыми экономическими мозгами как панацея. Все это прописано и в учебниках. Никто не думал, что жажда еще большего потребления затуманит в сознании огромных человеческих масс рационализм и здравую умеренность и вызовет в обществе то, что позднее было названо кредитоманией. Философия маркетинга сыграла свою роль, и мир в 2008 году ощутил на себе первую волну первого в истории человечества кризиса перепотребления.
Инерционность мышления проявлялась и в головах отечественных экономистов, когда главным рецептом от кризиса называлось стимулирование внутреннего рынка. Хорошо, что в 2009 году у страны не оказалось денег на это стимулирование. Это было бы самоубийство. В условиях, когда на внутреннем рынке Украины господствует почти по всем промышленным категориям товаров массового спроса исключительно импортный конечный продукт, стимулировать внутренний рынок — обескровливать национальную денежную систему и поддерживать экономики стран-импортеров. И то, что сейчас Национальный банк Украины проводит ряд мер по ограничению потребительского кредитования — это шаг в верном направлении. Всеукраинский союз ученых-экономистов еще в начале экономического кризиса в числе первоочередных мер предлагал на несколько лет полностью запретить потребительское и ипотечное кредитование. Но нас не послушали. А зря.
- Но США и Евросоюз активно работают над реализацией различных антикризисных экономических программ. Вы считаете, они не увенчаются успехом?
— То, что будут делать США и Евросоюз в ближайшие 10 лет очевидно. Прежде всего, они будут пытаться сокращать внутреннее потребление и нацеливать свои национальные экономические системы на увеличение экспорта и, соответственно, стимулирование потребления внешнего. Однако, если экономика США по своим доходам/расходам вошла в противоречие с внешним миром, то экономика Евросоюза сама по себе — клубок противоречий. Когда есть страны-доноры и страны, живущие за счет дотаций, ни к чему хорошему это не приведет. Греки думали, что смогут безбедно существовать на туризме, оливковом масле и гордости за величие древних предков. Испанцы считали, что в основе их экономической мощи лежит здоровый сон, коррида и футбол. А португальцы верили в иллюзию уникального географического положения.
Очень скоро к наиболее проблемным странам Евросоюза присоединится и Италия. В настоящее время показатель соотношения госдолга к ВВП в Италии составляет 120% и является одним из самых высоких в Евросоюзе. Общество потребления и здесь угробило свою экономику. В ближайшие 2-4 года Италия вряд ли сможет изменить ситуацию путем повышения эффективности национального производства. Единственный выход — радикальное сокращение бюджета, что вызовет бурные социальные протесты. Иначе дефолт.
Целый ряд европейских стран десятки лет совершенно наплевательски относились к своим производственным системам, но при этом стремительно увеличивали потребление за счет кредитных ресурсов. И что теперь? Теперь трудолюбивые немцы и французы должны спасать любителей вина и сиесты. В экономическом плане Европейский союз не сможет выжить без четкой стратегии импортозамещения китайских товаров, экспансии на внешние рынки и, что более важно, жесткой централизации процесса реализации этой стратегии. Проблема будет усугубляться тем, что Китай будет покупать европейские компании и заниматься производством уже в самой Европе, как, например, он уже поступил с корпорацией Volvo, а полученные доходы будут выводиться в Поднебесную.
Стратегия Китая, для людей действительно разбирающихся в мировой экономике, имеет четкий и системный характер в отличие от противоречивых экономических стратегий США и Евросоюза.
Правительства многих стран, как правило, понимают, что все страны не могут жить одинаково хорошо. Возможно, человечество к этому когда-то и придет, но явно не в ближайшие 50 лет. Сегодняшние реалии мировой экономики таковы, что чтобы кто-то стал жить лучше, кто-то должен стать жить хуже. Китай это понимает классически, основываясь на позициях меркантилизма: страна, и, соответственно, ее население, может богатеть только в том случае, если количество не кредитных денег, которое поступает внутрь страны, будет превышать количество денег, которые из страны уходят в оплату импорта. Причем, чем больше эта разница, тем лучше. Что для этого нужно? Мощнейшая производственная база, ориентированная на экспорт конечного продукта с высокой добавленной стоимостью и крайне низкими постоянными издержками за счет колоссальных масштабов производства. Как ее создать, где взять инвестиционный ресурс? Сдерживать как можно дольше рост нормы потребления и за счет этого увеличивать норму накопления. Плюс централизованное определение международных маркетинговых стратегий.
Отмечу, что США и Европа сегодня не в состоянии существенно снизить свои нормы потребления. Это чревато социальным недовольством и отставками правительств. А, как известно, ни одно правительство добровольно не хочет уходить в отставку.
Сокращение потребления для США и стран Евросоюза — это верный шаг. Но я не верю в то, что им удастся достичь здесь необходимого рубежа. На это не решится ни одно правительство. Сокращение потребления будет происходить медленно и бессистемно (из-за социальных волнений), а потому не эффективно.
Для Украины важно то, что мы, если не предпримем необходимых шагов, проиграем как от последствий мирового экономического кризиса, так и от результатов борьбы с ним ведущих экономических держав.
- Почему?
— Первый вариант, думаю, понятен всем. Как следствие кризиса в США и Евросоюзе автоматически снизится потребление. Прежде всего, пострадают строительная индустрия, автопром, судостроение и самолетостроение. Важно то, что именно эти рынки обеспечивает своим сырьем Украина. Индустриально-аграрная украинская экономика несет обслуживающую функцию по отношению к странам постиндустриальным. Если крупнейший потребитель мира США хотя бы на 10% сократит свое потребление, украинский экспорт замрет, наши экспортоориентированные индустриальные производства остановятся, а сотни тысяч людей останутся без средств к существованию.
Второй вариант — США и Евросоюз принимают необходимые антикризисные меры. Парадокс в том, что эти меры также связаны, прежде всего, с сокращением внутреннего потребления, а еще с необходимостью стремительного расширения экспорта. Наращивать свой экспорт всеми силами будет и Китай. Украина в таких условиях окажется зажатой между США и Евросоюзом с одной стороны, и Китаем с другой. Конечно, на помощь может прийти Россия с предложением формулы вечной любви: энергоресурсы в обмен на страстные объятья медвежьих лап. Но я думаю, что именно Китай сделает Украине предложение, от которого она не сможет отказаться.
Антикризисные шаги США и Евросоюза предполагают стимулирование внешнего потребления в таких странах, как Украина. Вступив в ВТО мы обеспечили для них максимально благоприятные условия для товарной экспансии. Стимулирование внешнего потребления США и странами Евросоюза будет осуществляться преимущественно двумя путями: еще более агрессивным маркетингом и новыми кредитными программами. Первый будет формировать потребности, второй — их финансово подкреплять, создавая, таким образом, спрос. Кредитные деньги из-за рубежа будут приходить в Украину, за них будут покупаться импортные товары, и они снова будут возвращаться за рубеж. Украина же будет наращивать долги. И когда до дефолта останутся считанные дни и угроза масштабных социальных волнений станет неизбежной, наиболее вероятным кредитором Украины станет Китай. Я думаю, не случайно с каждым годом растет приток китайских студентов в Украину на специальности, связанные с международной экономикой, маркетингом и торговлей. С учетом того, что многие китайские вузы по мировым рейтингам стоят намного выше украинских, вероятно, особый смысл здесь кроится в адаптации к местной культуре.
- С учетом складывающейся ситуации возникает вопрос, правильным ли путем идет Украина? Какие экономические проблемы Вы считаете главными? Удастся ли нам хоть как-то обезопасить себя от удара второй и третьей волн экономического кризиса?
— Мероприятия, проведенные нашим правительством по стабилизации финансовой системы, в тактическом плане правильные. Но со стратегическими инструментами: налоговой системой, пенсионной, инвестиционно-инновационной государственной политикой, институциональными основами рыночной экономики существуют явные не решенные проблемы. Да, оперативные меры краткосрочного финансового регулирования снимают симптомы болезни, но не убирают ее причины.
В чем главная проблема украинской экономики? В структуре национального производства! Индустриально-агарная экономика с ее морально и физически устаревшей технологической базой, низкорентабельная и сверхэнергоемкая (первое место по энергоемкости в Европе и пятое в мире!) всегда будет находиться в рабской зависимости от постиндустриальных экономик или поставщиков энергетических ресурсов. Причем за двадцать лет независимости наша основная производственная база, доставшаяся в наследство от СССР, стала еще на двадцать лет более изношенной и морально устаревшей.
Проблемная структура нашего производства обусловливает крайне негативную структуру экспортно-импортных операций. Мы осуществляем поставки товаров преимущественно сырьевой направленности, или же прошедших первичную технологическую обработку, а завозим, как правило, конечный продукт с высокой добавленной стоимостью. С такой производственной базой, в аспекте падения уровня жизни населения, для нас любой мировой экономический кризис будет иметь более трагические последствия, чем для постиндустриальных экономик. Если там, в следствие кризиса, сокращается потребление, то у нас будет останавливаться производство. Кроме того, немаловажным является тот факт, что механизм, по которому в нашей стране проводилась приватизация, себя не оправдал. Наш “эффективный” частный собственник оказался мифом. Наиболее перспективные высокорентабельные новые рынки и технологии, которые от кризиса нисколько не пострадали, например биотехнологии, производство программного продукта, он, как выяснилось, осваивать не в состоянии. Вся его эффективность держится преимущественно на одном факторе — дешевизне рабочей силы.
Крайне негативным фактором является и тотальная бюрократизации (то есть замедление!) всех экономических процессов. Депутатский корпус Верховной Рады на протяжении всех лет существования нашей страны всегда хвалился своей работоспособностью и большим количеством принимаемых законов. Большего вреда украинской экономике, чем полностью забюрократизировать все, что можно, наши депутаты нанести стране не могли.
Если мы встретим вторую, а тем более третью, волну экономического кризиса с существующей производственной базой, то как мы сможем себя обезопасить? За счет чего? Нужно понимать, что никакие манипуляции в финансовом секторе не способны заменить реальную экономику. Если на мировых рынках исчезнет спрос на нашу сырьевую продукцию индустриального характера, где страна будет брать деньги на поддержание своих текущих потребностей? Только занимать, брать кредиты.
Обезопасить себя от мирового кризиса можно только одним способом — изменив структуру национального производства с низкорентабельного, морально и физически устаревшего, низкотехнологичного производства преимущественно сырьевого продукта промышленного спроса на высокотехнологичное, высокорентабельное, эксопортоориентированное производство конечного продукта массового спроса. Есть целый ряд рыночных ниш на мировом рынке, где при желании украинского общества, Украина могла бы стать лидером.
- На страницах “ОстроВа” мы не раз беседовали с экономистами, учеными, которым, как и Вам, казалось бы, известно, как и куда нужно идти, чтоб страна жила лучше. Но в реальности мы живем все хуже...
— Я понимаю недоверие украинского общества к его собственной экономической науке. Да, за двадцать лет независимости было написано и принято к реализации множество вроде бы как научно обоснованных программ. И, вроде бы, все они были правильными. Ведь ни одна из них ни разу так и не подверглась какой-либо критике со стороны той же экономической науки. Никакие ошибки ни разу не были признаны. То есть получается, что все двадцать лет все было правильно. Но что в итоге? Результат-то нулевой! Выясняется, что все было правильно, но зря! Как следствие — украинское общество совершенно справедливо разочаровалось в достижениях своей экономической науки. Оно их просто не увидело.
Поэтому Всеукраинский союз ученых-экономистов приложил максимум усилий, чтобы донести свои передовые научные разработки до широких масс общественности. Только за последние два года нами были проведены десятки конференций, круглых столов, публичных лекций, пресс-конференций во всех регионах Украины.
- И в чем преимущество предложений Всеукраинского союза ученых-экономистов перед теми программами, которые уже реализуются?
— Главных преимуществ два: простота и оригинальность.
Смысл науки состоит не в том, чтобы повторять устоявшиеся штампы, а чтобы находить новые, неординарные пути решения нерешаемых традиционными подходами проблем. И мы такие пути нашли. Сейчас объясню.
Во-первых, нужно четко уяснить, что если Украина ставит перед собой цель войти в десятку или двадцатку передовых в экономическом отношении стран, то традиционными экономическими методами этого достичь невозможно! Чтобы попасть в их число нужно не 5% экономического роста и не 15%, а как минимум 50%! Достичь такого роста можно только путем поиска и реализации принципиально новых решений. По-другому ничего не получится! Нельзя достичь неординарной цели ординарными методами.
Во-вторых, в условиях, когда важнейшим фактором экономического роста становится скорость экономических процессов, простые дебюрократизированные экономические системы всегда будут давать лучший результат, чем системы, отягощенные паутиной регламентирующих процедур.
Стратегическая задача — обеспечить в течение 10-15 лет радикальную перестройку отечественной экономики с индустриально-аграрной, импортоориентированной, низкотехнологичной, низкорентабельной, сверхэнергоемкой с физически и морально устаревшим производством на высокотехнологическую, высокорентабельную, экспортоориентированную экономику постиндустриального типа.
Как создать такую экономику? Нужно сформировать условия для массового создания на территории Украины соответствующих новых производств. При этом важно определить наиболее перспективные ниши на мировом рынке, которые смогла бы освоить Украина. То есть, создание новой производственной базы должно опираться не на “невидимую руку рынка”, а на маркетинговую стратегию страны, рассчитанную на 30-40 лет.
Условия должны быть уникальными, и здесь не следует привязываться к каким-либо зарубежным аналогам и идти по пути, которым уже идут другие страны, иначе мы всегда будем плестись у них в хвосте. Нужно найти свой путь. И Всеукраинский союз ученых-экономистов такой путь предложил. Его подробное содержание каждый желающий может найти на сайте нашей организации. Я же остановлюсь на наиболее важных и принципиальных позициях:
1. Изменение направлений инвестиционно-инновационных потоков за счет прямого государственного инвестирования в создание новых высокотехнологичных производств и радикального изменения налоговой, пенсионной систем, энергетической политики, создания прочных институциональных основ защиты свободной конкуренции на внутреннем рынке. Государство личным примером, то есть прямыми государственными инвестициями, должно продемонстрировать частному инвестору серьезность и твердость намерений по изменению структуры национального производства.
2. Налоговая реформа, смысл которой не в том, чтобы несколько улучшить существующий порядок вещей, как многострадальный Налоговый кодекс, а в том, чтобы его полностью изменить. Налоговая реформа должна рассматриваться как стратегическое оружие нанесения удара по двум важнейшим направлениям: привлечение прямых зарубежных инвестиций в создание новых высокотехнологичных производств на территории Украины и обеспечение бурного развития отечественного бизнеса, предпринимательского бума. Механизм абсолютно прост: полностью убрать налоги на предпринимательские доходы (НДС, налог на прибыль, единый налог на малый бизнес) и заменить их налогом на потребление, на покупку. Мы сделали необходимые расчеты. Это 2,5-3% от стоимости покупки. Технически в течение двух лет в Украине можно создать такую налоговую систему, при которой вообще исчезнет необходимость предприятиям вести какую-либо налоговую отчетность и, соответственно, никаких документальных налоговых проверок не будет в принципе. Все это абсолютно реализуемо. Практически будет уничтожена паутина регламентирующих процедур, сдерживающая развитие предпринимательства.
3. Пенсионная реформа, смысл которой с одной стороны — создать надежный абсолютно справедливый механизм формирования пенсий, отражающий реальный трудовой вклад гражданина Украины в создание общественного продукта, а с другой — избавить наши предприятия от тяжкого бремени начислений на заработную плату. Мы такой механизм нашли. Каждый желающий может зайти на сайт нашей организации и ознакомится с ним. Но что особенно важно, предложенная нами пенсионная реформа формирует колоссальный внутренний инвестиционный ресурс.
4. Реформирование национальной энергетической политики, суть которого заключается в масштабной промышленной реализации передовых разработок отечественной науки по добыче сероводорода из воды Черного моря, производству биодизеля из специального микроводорослевого сырья, получению синтез-газа из угля. Ключевая задача — превратить Украину из энергетического наркомана в крупнейшего поставщика собственных топливных энергоресурсов в Европу.
5. Реформа правовой системы, защищающей институциональные основы рыночной экономики. Главный смысл — защитить свободную конкуренцию, основу основ рынка. Современная украинская экономика является псевдорыночной, свободная конкуренция существует только на уровне мелких лавочников, а на более высоких уровнях носит имитационный характер. Предлагаемая нами реформа предполагает принятие ряда конституционных законов, защищающих свободный рынок.
Для обеспечения предпринимательского бума необходимо обеспечить абсолютно легкий и свободный вход и выход из бизнеса. Немаловажным здесь является аспект высвобождения творческой энергии молодого поколения. В настоящее время молодежь испытывает наибольшие трудности в самореализации и мечтает выехать и работать за рубежом. Перспектива быть дешевой рабочей силой в своей родной стране ее не привлекает. Если бы наши молодые люди, которые физиологически не воспринимают рутинные операции, получили бы возможность реализовать свой творческий потенциал путем создания и ведения своего собственного бизнеса, страна бы расцвела. А когда у молодежи нет веры в будущее, нет и ответа на вопрос “Зачем?”.
Названные мной главные стратегические инструменты в совокупности с предложениями Всеукраинского союза ученых-экономистов по сельскохозяйственной реформе, реформированию системы образования, развитию фондового рынка и другим важным составляющим предложенного нами комплекса реформ, в случае их реализации, создали бы в Украине беспрецедентные по мировым меркам условия для бурного развития принципиально нового для нашей страны высокотехнологичного, высокорентабельного, постиндустриального экспортоориентированнного бизнеса. Это было бы действительно новое экономическое чудо.
- Ваши предложения приняты государством к реализации? Если нет, то почему?
— Нет, наши главные предложения, на сегодняшний день оказались не востребованы украинским обществом. Мы провели десятки научных дискуссий во всех регионах Украины, как с учеными, так и с представителями общественных и деловых кругов, властных структур. Не было ни одного случая, чтобы в ходе дискуссий кто-то выступил и сказал, что наши разработки — это не то, что нужно Украине. Все поддерживают и разделяют нашу точку зрения. Но принять на вооружение и реализовать — здесь тишина. Наше общество еще не готово к глубинным преобразованиям в экономике.
Я еще раз хочу подчеркнуть, экономика — способ удовлетворения обществом своих материальных потребностей. И только общество виновато в том, какую экономику оно для себя выбирает. И нечего здесь критиковать правительство или оправдывать себя собственной экономической безграмотностью. Возьмите форумы на вашем сайте — люди критикуют кого угодно, только не себя. Пока широкая славянская душа будет воспринимать в качестве идеала образ Емели, который в известной сказке сидел на печи, ел калачи и время от времени проявлял инициативу произнося фразу “По щучьему велению, по моему хотению…”, ничего не изменится. Критиковать и менять нужно, прежде всего, себя! И пока простой украинец этого не поймет — никакого экономического чуда не произойдет.
- Вы считаете, у Украины все-таки есть шанс не просто выжить, но и пробиться в число передовых в экономическом отношении стран?
— Как ни странно, именно кризис дает Украине уникальный исторический шанс продемонстрировать миру новое экономическое чудо. Нужно понимать, что для того, чтобы это чудо реализовать нам нужны не миллиарды, а сотни миллиардов прямых инвестиций.
Этот шанс связан, прежде всего, с резким падением инвестиционной активности в США и Европе, хаосом в голове западного инвестора. Они ждут реформ бюджета и рынка труда, ждут, когда политики примут хоть какие-то меры, чтобы подстегнуть экономический рост, но сомневаются, что это возможно.
С еще большим интересом западный инвестор будет смотреть на страны Азии, но Китай уже не такой привлекательный объект для инвестиций, как десять лет назад, да и не особо в них нуждается, Индия сдерживает новых инвесторов разгулом коррупции, хотя в конце этого лета ее правительство предприняло ряд шагов для изменения ситуации, Сингапур и Тайланд достигли предела своих возможностей.
Сегодня, как никогда ранее, мировой капитал мечется в поисках наиболее привлекательных мест для вложения своих активов. Неутешительные прогнозы развития экономической ситуации в Америке и Европе, недоверие своим национальным правительствам в аспекте их способности изменить экономическую ситуацию к лучшему дают Украине исторический шанс. Я не вижу объективных причин, мешающих украинскому обществу создать на территории своей страны лучшие в мире условия для прямых зарубежных инвестиций. Все причины носят субъективный характер.
Не достаточно показать мировому инвестору политическую стабильность и консолидацию власти. Я глубоко проанализировал основные факторы стремительного экономического роста в тех странах, которые его демонстрировали в отдельные исторические периоды. В разное время, в разных странах перечень этих факторов не одинаковый. То есть, общего для всех рецепта нет. Но, что характерно и важно, один из факторов являлся общим для всех. Только те страны демонстрировали миру интенсивный и стабильный экономический рост, где присутствовал гражданский консенсус по проводимым в данных странах реформам. Не бутафорный, а фактический. Фактор национального единства в желании поднять свою страну на принципиально новый экономический уровень. Без этого ключевого фактора мы ни в одной стране не найдем признаков экономического чуда.
У Украины есть не более трех лет, чтобы использовать свой шанс. Если украинское общество будет и дальше “сидеть на печи и есть калачи” (а волшебной-то щуки у нас нет!) и прошляпит этот шанс, то следующий придется ждать лет 40-50, и то не ясно, настанет ли он для Украины.
Мы хотим достойного будущего, но все время живем прошлым и боимся что-либо менять. Экономическая политика должна строиться не как следствие прошлого, а как причина будущего. В экономике не прошлое, а будущее должно определять настоящее.
Константин КИСАРИН
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.