1. Отсрочка выборов
Формирование нового правительства и утверждение его программы деятельности, которая дала Кабмину иммунитет от отставки на год, означает в первую очередь, что перспектива досрочных парламентских выборов откладывается на неопределенную перспективу. Теоретически их исключать нельзя. Например, в случае выхода одной из фракций из коалиции, у президента появляется право, в случае отсутствия нового большинства, распустить парламент. Но, очевидно, что это не случится в ближайшие месяцы.
Можно констатировать, что выборы вряд ли будут до конца года. Как уже сообщала “Страна”, они возможны разве что после избрания нового президента США, так как нынешней администрации никакие потрясения не нужны. Не нужны выборы также ни БПП, ни Народному фронту из-за их крайне низких рейтингов.
Впрочем, это не означает, что досрочных выборов не будет вовсе до 2019 года, когда у нынешнего парламента истечет срок полномочий. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране будет подтачивать единство власти и групп влияния в парламенте на которые она опирается. Тем более, что большинство в Раде крайне шаткое и может рухнуть в любой момент. И тогда вопрос выборов вновь станет ребром. Но, повторимся, в ближайшие месяцы это вряд ли произойдет.
2. Выполнение непопулярных рекомендаций МВФ
Отсрочив выборы власть сможет сосредоточиться на выполнении многочисленных непопулярных требований Запада, в первую очередь, МВФ. Настоятельную рекомендацию новому правительству двигаться в этом направлении уже озвучил вице-президент США Джо Байден и, в качестве аванса, объявил о выделении Украине 1 млрд. долларов.
МВФ требует повысить тарифы на газ, а вслед за этим — и на коммунальные услуги. И это будет сделано. Также МВФ требует довести до конца процесс отмены налоговых льгот в аграрной сфере. И в этом направлении также будут работать. Продолжится ужесточение политики в отношении упрощенной системы налогообложения и по многим другим направлениям, которые требует МВФ.
Еще одна тема, о которой постоянно говорит Запад, борьба с коррупцией. Чтобы удовлетворить Вашингтон и ЕС власти наверняка попытаются устроить какую-то показательную порку. Сложнее с кадровыми назначениями на руководителей антикоррупционных ведомств. К ним у Запада особое внимание, но Порошенко попытается сохранить контроль над этим направлением у себя. Ключевое назначение — предполагаемое назначение Юрия Луценко на генерального прокурора. Кроме того, во главе НАБУ также стоят подконтрольные главе государства люди. Попытки заменить их на более независимых или равноудаленных людей натолкнется на жесткое сопротивление Банковой, что, в свою очередь, вызовет недовольство Запада. Поэтому, так может статься, что проведя в жизнь непопулярные меры, проблемы с получением финансовой помощи Запада не исчезнут из-за противоречий по антикоррупционному направлению.
3. Попытки провести ”минские законы”
Уход с поста главы правительства Арсения Яценюка, лидера неформальной “партии войны” во власти, уже породили надежды, что парламент сможет принять пакет законов по имплементации политической части минских соглашений (закон о выборах на Донбассе, закон об амнистии и об особом статусе).
Тем более, что этого в открытую требуют от Киева наши западные партнеры — и США, и ЕС. И, по неофициальным данным, это является еще одним условием предоставления Западом финансовой помощи.
“После ухода Яценюка, который возглавлял партию войны, Украина вернется к выполнению минских соглашений, — считает политолог Руслан Бортник. — Наконец, могут быть назначены выборы на Донбассе и утвержден особый статус неподконтрольных Киеву районов Луганской и Донецкой области. Причем для принятие этих законопроектов в парламенте может образоваться ситуативная коалиция. Кроме Возрождения и Воли народа, которые уже голосуют синхронно с коалицией, за Минские соглашения может проголосовать и Оппозиционный блок и другие депутаты”.
Впрочем, есть мнение, что перемены в правительстве и в коалиции только усложнят эту задачу. Теперь в парламенте имеется довольно мощная “патриотическая” оппозиция в лице Батькивщины, Радикальной партии и Самопомощи. И в случае попытки протянуть эти решения (а против них настроен майдановский электорат) они просто уничтожат рейтинг и репутацию президента.
Пересилить последнюю угрозу может лишь действительно крайне жесткое давление Запада.
Однако, источник “Страны” в руководстве одной из фракций Рады полагает, что теперь процесс реализации минских договоренностей сдвинется с мертвой точки. “После ухода Яценюка велика вероятность результативных голосований по Минску”, — говорит источник.
4. Зависимость от олигархов
Ситуация для власти усугубляется тем, что помимо уже существующей зависимости от западных кредиторов, при новой конфигурации коалиции, она попадает в куда более жесткую чем ранее зависимость от олигархических группировок. При коалиции в 227 голосов, из которых как минимум 15 принципиально отказываются голосовать вместе со своими фракциями, резко возрастает роль крупнейших ФПГ. Во-первых, у них есть свои депутаты и в БПП, и в НФ. Во-вторых, они же контролируют и депутатские группы “Видродження” и “Сила народа”, которые и подставляют стабильно плечо коалиции во время голосований. Не будут подставлять — не будет и результативных голосований.
Например, власть договорилась с Игорем Коломойским, что голоса подконтрольной ему группы “Видроження” будут работать на правительство, а взамен попросил должность одесского губернатора, Игоря Насалика в Минэнерго и много другое.
Самое плохое для власти в этой ситуации, что интересы олигархата в очень многих случаях вступают в противоречие с интересами Запада. Не говоря уже о том, что интересы различных олигархов не совпадают друг с другом. Это “растяжка” станет главным дестабилизирующим фактором в новой конструкции власти, которой все время нужно будет выбирать: или удовлетворить группы влияния, или получить кредиты от Запада.
Причем, данные противоречия будут иметь и стратегический характер. Для представителей крупного украинского бизнеса жизненно важно восстановление отношений с Россией. При этом надежд на рынок ЕС у них немного, зато присутствует недовольство все более настойчивым контролем за внутренними украинскими процессами со стороны США и ЕС. Естественно, что совместить “наказ” от отечественных финансово-промышленных групп и требования Запада будет очень непросто.
5. Что будет с Яценюком и его командой
Отдельный вопрос — что после отставки будет с Арсением Яценюком и его ближайшими соратниками. Несмотря на то, что перед своим увольнением Яценюк вытребовал иммунитет для себя и своих людей, а также сохранил многих из них на ключевых должностях (например, Павел Петренко остался министром юстиции), не факт, что эти гарантии сохранятся для всех и надолго, считает собеседник “Страны” в БПП.
Например, может зашататься кресло под главой Ощадбанка Андреем Пышным, близким к Яценюку.
В целом же, Банковая начнет постепенный процесс раскола Народного фронта, выдергивая оттуда отдельные группы депутатов. В БПП хотят оказаться независимыми при голосованиях от той части НФ, которая жестко ориентируется на Яценюка. А после этого, еще раз переформатировать Кабмин серьезно уменьшив квоту “фронтовиков”. В этом контексте, гарантии “неприкосновенности” самого Яценюка не выглядят такими уж нерушимыми. В конце концов принцип “вали все на папередников” в украинской политике никто не отменял.
Галина СТУДЕННИКОВА