На выходных в Японии начались продажи новой портативной игровой консоли Nintendo с эффектом 3D. Большая часть консолей была распродана по предзаказам до поступления приставки в открытую продажу. Еще за сутки до официального релиза 3DS у специализированных магазинов появились очереди. В Европе и США, где 3DS начнет продаваться в конце марта, ажиотаж будет поменьше, но уже ясно, что прогнозы сбываются: 2011 год становится годом компактных 3D-устройств.
Например, компании Sony и Viewsonic уже успели почти одновременно анонсировать линейки доступных по цене 3D-видеокамер потребительского класса с “безочковыми” трехмерными экранами: Viewsonic Viewfun и Sony Bloggie. Камеры обеих линеек имеют сдвоенные объективы и сенсоры, позволяющие снимать трехмерное HD-видео. Фактически эти устройства карманного формата предназначены для повседневной съемки, о чем намекает даже само название камеры от Sony. На фоне довольно ограниченного сейчас 3D-контента появление доступных 3D-камер может вызвать рост интереса к трехмерному видео, тем более что на YouTube появилась поддержка трёхмерных роликов.
Одновременно компания LG анонсировала выпуск сразу двух новых устройств: смартфон Optimus 3D и планшет Optimus Pad (в США известный как G-Slate). Оба устройства будут оснащены 3D-камерами, но для Optimus Pad всё же будут необходимы очки. А вот Optimus 3D станет первым в мире смартфоном с 3D-камерой и “безочковым” 3D-дисплеем. А благодаря разработанному совместно с YouTube приложению будет возможность легко загружать видео в интернет.
Что случилось? До сих пор рынок 3D можно было считать массовым только применительно к кинотеатрам. Домашние 3D-системы пока довольно дороги, а необходимость использовать специальные очки (довольно дорогие в случае “активной” системы, требующей синхронизации очков и экрана) лишает смысла портативные 3D-проигрыватели. Решить эту проблему помогает технология параллаксного барьера, которой компания Sharp уже несколько лет оснащает свои 3D-мониторы. Особый слой жидких кристаллов создаёт нечто вроде очень мелкого “забора”, разделяющего изображение на два, видимых по отдельности левому и правому глазу в слегка отличающейся перспективе, благодаря чему рождается стереоскопический эффект. При необходимости барьер становится прозрачным, оставляя привычный двумерный дисплей.
Эта технология не очень удобна для домашнего просмотра 3D-фильмов, так как трёхмерный эффект достигается, как правило, только в одной заданной точке перед экраном. Этого можно избежать, усложнив устройство самого барьера или регистрируя положение глаз пользователя (как, например, в одном из патентов Apple), но такие решения вряд ли будут скоро доступны обычному потребителю.
А вот в сфере портативных устройств этот недостаток параллаксного барьера менее заметен: обычно на карманном проигрывателе одновременно смотрит фильм только один человек, и повернуть экран под нужным углом в руках проще, чем сделать это с 3D-телевизором на стене. Собственно, именно параллакс-барьерные экраны и будут использоваться в анонсированных новинках.
Конечно, пока неизвестно, имеем ли мы дело с кратковременной модой или долгосрочным технологическим трендом. У нынешних параллакс-барьерных экранов есть несколько недостатков. Ограниченность точек обзора может превратить просмотр 3D-фильма на смартфоне в физически непростое занятие, если придётся держать аппарат под одним углом и на строго заданном расстоянии от глаз. А само устройство барьера вдвое сокращает горизонтальное разрешение экрана, что вызывает вопросы о качестве “картинки”.
До сих пор обсуждаются и последствия для зрения при длительном просмотре 3D-видео. До тех пор, пока оно было прерогативой кинотеатров, вопрос о вреде для здоровья не поднимался, ведь мало кто ходит смотреть трёхмерные фильмы чаще нескольких раз в месяц. Но с появлением домашних 3D-кинотеатров и карманных устройств просмотр трёхмерных изображений претендует на повседневное занятие. На японском сайте Nintendo уже появились инструкции по безопасному обращению с Nintendo 3DS, в которых советуется делать перерывы каждые полчаса игры во избежание дискомфорта и настоятельно не рекомендуется использовать функцию 3D детям до 6 лет. Предположительно, из-за того, что глаза получают разную информацию, длительный просмотр трёхмерных изображений может вызвать головную боль, временно “отучить” глаза правильно воспринимать расстояния или даже спровоцировать косоглазие. А некоторые американские офтальмологи наоборот, утверждают, что 3D безопасно даже для маленьких детей. Впрочем, серьезных клинических исследований на этот счёт пока не проводилось и, скорее всего, это обычный страх перед новой технологией.
Пока рано делать выводы, но если Optimus 3D и подобные ему смартфоны приживутся, то они, скорее всего, будут способствовать популяризации 3D-технологий в целом: рынок мобильных устройств гораздо более гибок, чем рынок домашних видео-систем, они покупаются и меняются гораздо чаще, и смогут открыть 3D более простой путь к потребителю. Причем, по всей видимости, это будет путь не столько через профессиональный 3D-контент, сколько через домашнее видео: кто устоит перед возможностью снять первые шаги своего ребёнка в 3D, особенно если есть возможность тут же отредактировать ролик и выложить его в блог?
Пётр БИРГЕР
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.