Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

10 лет и $71 млн — в никуда. Грустная история первого украинского корвета Владимир Великий

[08:45 10 сентября 2021 года ] [ Лига Бизнес, 9 вересня 2021 ]

На проект корвета “Владимир Великий” уже потратили 569 млн грн. Сейчас он застрял на ликвидированном заводе, а новые корветы для нас строит Турция.

    На проект корвета “Владимир Великий” уже потратили 569 млн грн. Сейчас он застрял на ликвидированном заводе, а новые корветы для нас строит Турция 

 

Первый украинский корвет “Владимир Великий” должен был сойти на воду в 2012 году, но в 2021-м застрял на ликвидированном в июне Черноморском судостроительном заводе.

Достроить корабль обещали несколько украинских президентов и дюжина министров обороны. Бюджеты на это каждый раз росли, но корабля все нет.

Зато в начале 2021 года Украина взялась за новую корветную программу: строить каркас корветов класса Ada для наших военно-морских сил начала Турция, завершать строительство корабля будут уже в Украине. 7 сентября в Стамбуле торжественно заложили киль для первого корвета. Что это значит для старого проекта?

LIGA.net выясняла, что произошло с долгостроем “Владимир Великий” и есть ли у него шансы на достройку.

Большая стройка на флоте

На восьмом году войны с Россией Украина готовится предпринять конкретные меры для того, чтобы препятствовать действиям российского флота в Черном и Азовском морях, сообщил президент Владимир Зеленский во время встречи с журналистами из Крыма накануне празднования Дня независимости. Для этого к 2035 году планируется реализовать большую программу строительства военно-морского флота.

“Будут и корветы, и военные катера, будут малые подводные лодки”, — отметил Зеленский.

8 сентября он подписал указ, который вводит в действие секретное решение СНБО от 20 августа о развитии ВМС ВСУ до 2031 года.

Но если с закупками катеров в Украине за годы войны есть движение (на воду уже спустили девять единиц), то новых больших судов в нашем флоте до сих пор нет. В июле во время празднования Дня ВМС Украины Зеленский рассказывал детали о первом украинском корвете: он будет достроен до конца 2023 года, корпус уже заложили в Турции, заявил президент.

Работы над корветом для ВМС Украины стартовали в Турции еще в январе 2021 года, после того как Минобороны Украины подписало контракт с турецкой стороной. Половину работ, согласно договоренности, будут выполнять украинские предприятия при поддержке турецких партнеров, сообщали в Минобороны в конце июля. Украина подписала с Турцией соглашение о строительстве сразу двух таких корветов. Всего в планах — четыре.

Корветы — самый маленький класс боевых кораблей, которые могут эффективно выполнять задачи в трех плоскостях (над водой, под водой и в воздухе).

Корветы Ada имеют полное водоизмещение более 2400 тонн. Максимальная скорость — 29 узлов, а дальность плавания — 3500 миль. Экипаж — 106 человек. На корветы установлены восемь противокорабельных ракет Гарпун, торпедные аппараты для 324 мм Mk.32 или Mk.46, система защиты от торпед, артиллерийская установка 76-мм Oto Melara Super Rapid, а также зенитно-ракетное вооружение в виде RIM 116 ПУ Mk 49 RAM.

7 сентября в Стамбуле состоялась торжественная церемония закладки корабля при участии командующего Военно-Морских Сил ВС Украины Алексея Неижпапы и руководства украинского Минобороны. По турецким традициям киль закладывают только после построения части секций и корпуса, объяснила пресс-служба ВМС.

“В 2022 году корвет будет переправлен в Украину, и уже в 2024 году он войдет в состав ВМС ВС Украины”, — добавили там.

При этом до сих пор нет деталей, во сколько этот проект обойдется украинцам. В Министерстве обороны на этот вопрос в запросе LIGA.net не ответили. Из паспорта бюджетной программы Минобороны на 2021 год известно, что только в этом году на турецко-украинский корвет направят 3,8 млрд грн или почти 17% бюджета ведомства, запланированного на приобретение, модернизацию и ремонт военной техники.

По словам Андрея Рыженко, экс-заместителя начальника штаба ВМС Украины (2004-2020), цена корвета класса Ada в среднем составляет около $350 млн или минимум три годовых бюджета развития ВМСУ. Его обслуживание будет стоить Украине $15-20 млн в год.

Миллиарды в корвет

Еще два года назад — в ноябре 2019 года — президент Зеленский с не меньшим вдохновением рассказывал журналистам о планах строить в Украине корветы по программе 58250 (серия “Владимир Великий”).

Программу строительства кораблей класса “корвет” по проекту 58250 украинский Кабмин утвердил постановлением №1150 в ноябре 2011 года. Прогнозируемый объем ее финансирования на момент утверждения составлял 16,2 млрд грн. За эти средства в течение 2011-2012 годов планировалось спроектировать и построить четыре оснащенных боезапасами корабля, включая корвет “Владимир Великий”.

Контракт на строительство четырех военных кораблей заключили не с государственными судостроительными предприятиями, а с ПАО “Черноморский судостроительный завод” (ЧСЗ, часть группы Smart Holding), который принадлежал депутату Вадиму Новинскому.

17 мая 2011 года завод заложил киль корвета “Владимир Великий”. Однако начало войны с Россией и смена власти привели к остановке финансирования программы.

В 2017 году ее скорректировали: конечные сроки отложили до 2028 года, а бюджет увеличили вдвое — до 31,9 млрд грн. Но финансирование так и не началось.

В июле 2019 года Зеленский находился с визитом на Николаевском судостроительном заводе и согласился с предложением тогдашнего министра обороны Степана Полторака — достроить первый украинский корвет “Владимир Великий” на этом предприятии.

“Корпус готов на 80%, а корвет в целом — на 32% [...] Всего для полного оснащения навигацией, оборудованием с достройкой нужно 5,8 млрд грн”, — отметил тогда Полторак.

После этого осенью Зеленский поручил восстановить Государственную целевую программу строительства кораблей класса “корвет”: первый корабль должны были достроить за 7,7 млрд грн до конца 2023 года.

Однако не сложилось. В августе 2021 года в ответе на запрос LIGA.net в Минобороны уже назвали другие данные, чем указывал Полторак в 2019 году. Сейчас готовность “Владимира Великого” составляет 17%, сообщили в ведомстве. Общая сумма вложенных средств в строительство и проектирование составляет почти 569 млн грн (при курсе доллара — 8 грн).

Сейчас недостроенный корабль и его элементы находятся на территории бывшего ПАО “Черноморский судостроительный завод”.

“В частности, изготовлены блоки 1-7 основного корпуса корабля и блок восьмой надстройки корабля, закуплена часть оборудования отечественного и иностранного производства”, — уточнили в министерстве.

В конце июня 2021 года завод, на котором строили корвет, ликвидировали. Все корпусные элементы и оборудование главного корабля были выделены из общей ликвидационной массы и переданы на баланс Министерства обороны Украины, говорится в пресс-релизе группы Smart Holding.

Поэтому потенциально корабль могут перевезти и достроить на другом заводе.

Сколько будет стоить достройка

“По последним оценкам, на достройку корабля необходимо около 8,3 млрд грн без учета боекомплекта”, — говорится в ответе Минобороны на запрос LIGA.net.

По стоимости украинский корвет выходит в полтора раза дешевле, чем зарубежные аналоги, рассказывал командующий ВМС Алексей Неижпапа в июне 2020 года.

“Государство уже потратило полмиллиарда гривень — естественно, что выбросить эти деньги невозможно: нас никто не поймет [...] Корвет мы планируем спустить на воду в 2023 году, — обещал Неижпапа.

И уже через полгода после этих слов Неижпапы Украина решила сфокусироваться на “иностранных аналогах” — турецких корветах класса Ada, на которые только в этом году планируют потратить 3,8 млрд грн.

Таким образом, только из того, что известно, на корветные программы Украина направит около 12,1 млрд грн.

На перевооружение всех военных подразделений в Украине в этом году выделено 22,4 млрд грн, сравнивает в разговоре с LIGA.net военный аналитик, председатель правления “Украинского милитарного центра” и сержант резерва морской пехоты ВМСУ Тарас Чмут.

10 лет и $71 млн — в никуда. Грустная история первого украинского корвета Владимир Великий

“Чтобы достроить лишь один корвет, нужна львиная доля бюджета на перевооружение. При этом один корабль не меняет расклада сил в регионе, мы не становимся мощнее Черноморского флота РФ”, — говорит он. “За эти деньги можно модернизировать большинство систем противовоздушной обороны сухопутных войск, которые позволят эффективно уничтожать российскую авиацию”, — уверен аналитик.

С ним соглашается экс-министр обороны Украины Андрей Загороднюк (август 2019 года — март 2020 года):

“Есть большой риск, что если мы начнем заниматься и катерами, и корветами, средств просто не хватит. Здесь отсутствует стратегический подход”, — считает он.

Сейчас совместно с Генштабом ВСУ прорабатывается вопрос достройки украинского корабля уже по классу “фрегат” — “Владимир Великий” потенциально сможет заменить украинский фрегат “Гетман Сагайдачный”, которому уже 28 лет, сообщили на запрос LIGA.net в Минобороны.

Фрегат — класс боевых кораблей водоизмещением до 4000 тонн, развивающий скорость >30 узлов и имеющий на вооружении противолодочные и зенитные ракетные комплексы. Задача — поиск/уничтожение подлодок, а также ПВО и ПРО кораблей/судов.

Кто достроит “Владимир Великий”

Однако ответов на вопросы LIGA.net, на каком именно предприятии будут достраивать корабль, сколько будет стоить перевозка его частей туда и есть ли для этого технические возможности, в Министерстве не предоставили.

“Процесс перемещения составляющих и комплектующих частей корабля продлится около четырех месяцев”, — лишь отметили в ведомстве.

LIGA.net подала повторный запрос с уточнениями, в частности, начался ли уже процесс перемещения, однако на момент публикации ответа не получила.

Достраивать корабль на Николаевском судостроительном заводе (принадлежит Укроборонпрому), как ранее предлагал министр обороны Степан Полторак, — технически невозможно, к тому же в октябре 2020 года суд признал предприятие банкротом, объясняет военный аналитик Тарас Чмут.

“Потенциально достроить корабль можно только на двух заводах в Украине — судостроительный завод “Океан” и “Нибулон”, — говорит эксперт. Однако если у “Океана” (его владельцем является экс-начальник Николаевского морпорта Василий Кацапина) есть соответствующие площади — то есть, сухой док, то нет опыта и специалистов для достройки, то с “Нибулоном” Алексея Вадатурского — наоборот: достаточно кадров и опыта, однако некуда поместить корвет, рассказывает он.

По словам экс-министра обороны Андрея Загороднюка, достроить корабль можно, но для этого надо “доварить” корпус корвета и спустить на воду для переправки на другой завод. Забрать же части корабля с завода — физически невозможно, говорит Загороднюк, — они слишком большие, в Украине нет необходимой техники.

“А просчитать риски завершения на заводе, который сейчас уже ликвидирован, — невозможно. Можно потратить очень много средств, но так ничего и не получить”, — добавляет он.

Возможности достройки корабля “Владимир Великий” тесно связанны с приобретением способностей предприятий судостроительной отрасли Украины при изготовлении корвета класса Ada совместно с турецкой стороной, отметили в Минобороны.

В конце 2020 года судостроительный завод “Океан” подписал меморандум с государственным оборонным концерном Турции о совместной деятельности по реализации проекта строительства серии кораблей класса “корвет” для военно-морских сил Украины, поэтому, судя по ответу Минобороны, “Владимир Великий” также планируют достраивать на “Океане”.

Были ли другие проекты?

В июне 2021 года после подписания меморандума между Великобританией и Украиной, “обеспечить военно-морские силы Украины современным фрегатом” в своем пресс-релизе пообещала британская судостроительная корпорация Babcock. Однако до сих пор нет никаких подробностей о том, когда, как, где и какой именно фрегат — уже существующий или новый — Babcoсk собирается обеспечить Украине.

В день подписания меморандума тогдашний заместитель министра обороны Александр Миронюк выразил надежду, что Лондон поможет Украине достроить “Владимир Великий”. Уже в июле его уволили.

 

Уляна БУКАТЮК

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.