В сотне наиболее перспективных компаний из развивающихся стран, готовых стать транснациональными и изменить сложившийся в экономике порядок, всего 6 российских, причем все они сырьевые — “Русал”, “Норникель”, “Северсталь”, “Лукойл”, “Газпром” и “Евраз”. Зато наши компании самые агрессивные: за 2000—2010 годы 22% всех трансграничных слияний-поглощений в сотне пришлось на долю российской шестерки.
Рейтинг опубликован компанией Boston Consulting Group, которая зачисляла в сотню организации по следующим критериям: ежегодный рост минимум на 18% и средняя рентабельность в 18%, среднегодовой доход акционеров в 17% с 2000 по 2009 год. Кроме того, “глобальные претенденты” (как их называет BCG) непременно должны активно поглощать иностранные компании. В этом году в списке 23 новых компании, из них одна российская — “Норникель”, которая из-за кризиса в прошлом году временно выбыла из списка. Зато шесть корпораций из старого списка, по мнению BCG, перешли в разряд транснациональных — это Vale из Бразилии, Wilmar International из Индонезии, Cemex из Мексики, а также Anglo American и SABMiller из ЮАР.
Претенденты представляют 16 стран. В основном, это Китай (33), Индия (20), Бразилия (13), Мексика (7) и Россия (6). По секторам: 35 из сотни производят промышленные товары, 24 — это ТЭК, 20 — представляют сектор услуг, 16 — производят потребительские товары, а 5 — потребительские товары длительного использования.
По мнению BCG, основная корпоративная битва грядущих лет — это сражение за покупателя на развивающихся рынках, для чего компаниям предстоит укреплять свои бренды и технологическую базу, в том числе путем слияний и поглощений. Поглощать будут как нынешние транснациональные гиганты, так и новые компании из третьего мира, из-за чего разница между претендентами и ветеранами корпоративного мира будет постепенно стираться.
100 компаний из развивающегося мира, претендующих на то, чтобы изменить установившийся экономический порядок
Это означает, что западный корпоративный мир ждут большие перемены, и Economist Intelligence Unit (EIU) провел опрос о том, насколько он к нему готов (см. интерактивную таблицу ниже). По сравнению с предыдущим годом драйвером изменений в компаниях реже становится желание срезать расходы и чаще — другие факторы, что говорит о преодолении кризиса. Сектор потребительских товаров вообще занят исключительно расширением: 51% опрошенных из этой отрасли назвали желание увеличить рыночную долю главной движущей силой перемен внутри компании. О том, что именно на отделах продаж и маркетинга сфокусированы главные управленческие инициативы, доложили 46% респондентов, в то время как на обслуживании клиента — 0%! В общем, неизбалованный житель из стран третьего мира, за которого сейчас идет основная борьба, стерпит отсутствие нормального обслуживания, лишь бы его наконец пустили в потребительский рай.
Только в 23% компаний не более четверти инициатив по “менеджменту перемен” оказались успешными; остальные преуспели в половине и более случаев. Главным препятствием для изменений считают средний менеджмент (38%). Если речь идет о провалившихся инициативах, то начальство и починенные винят друг друга, но сходятся в одном: главной причиной неудач является недостаток ясных и достижимых целей и вех (так считают 36% топ-менеджеров и 28% опрошенных с более низких этажей управления). Как видно из списка BCG, многие претенденты работают в сферах, где нужны большие капитальные инвестиции (промышленность, транспорт, ТЭК). Эффективность этих инвестиций имеет решающее значение для успешной конкуренции. Согласно другому опросу EIU, лишь у 46% компаний в этих отраслях 3/4 (или более) проектов приносят ожидаемый возврат на инвестиции. Возможно, дело в том, что решения о вложении денег в проект принимаются очень узкими группами. Только треть компаний привлекает к этому достаточно большое количество специалистов.
Не только в макроэкономике, но и в корпоративном мире XXI век станет эпохой новых рынков. Пять лет назад, напоминают авторы доклада BCG, китайская Lenovo только-только выкупила подразделение по производству ПК у IBM, а CNOOC неудачно пыталась приобрести Unocal. Сегодня же корпоративный мир изрядно перестроен компаниями из развивающихся стран: индийская Tata владеет западными брендами Jaguar и Land Rover, мексиканская Bimbo является самым большим производителям хлеба в мире, бразильская JBS — самым большим производителем мяса, а российский “Русал” — алюминия. Через 5 лет около 50 претендентов попадут в список Fortune Global 500, а к 2020 году претенденты будут генерировать примерно $8 трлн прибыли ежегодно, т.е. столько, сколько компании из списка S&P 500 генерируют сегодня.
Каковы главные движущие силы изменений в вашей организации? % опрошенных
В какой организационной области в прошлом году были сосредоточены управленческие инициативы по переменам? % опрошенных
Какая доля инициатив по изменениям в организации была успешна в последние 5 лет? % опрошенных
Какая группа работников — самое слабое звено в инициативах по изменениям в компании? % опрошенных
Какова была главная причина провала тех инициатив, которые постигла неудача за последние 12 месяцев? % опрошенных
Кто в вашей организации принимает окончательное решение по главным капитальным инвестициям? % опрошенных
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
08:30 24 ноября
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.