Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Тяжелое наследие

[16:35 04 декабря 2012 года ][Елена ГЕРАСИМОВА]

Бизнесмены Юрий Иванющенко и Ринат Ахметов являются главными претендентами на флагман отечественного машиностроения “Азовмаш”.

Как сообщалось, 11 ноября скончался президент и основной собственник ПАО “Азовмаш” (Мариуполь, Донецкая область) Александр Савчук. Несколькими днями ранее пресс-служба “Азовмаша” обнародовала сообщение об итогах деятельности компании в январе-октябре нынешнего года, в котором подчеркнула: “В условиях нестабильности на машиностроительном рынке, а также снижения спроса на грузовые вагоны и металлургическое оборудование, “Азовмаш” остается на достигнутом в прошлом году рекордном уровне объемов выпуска продукции”.

Наряду с этим в документе были процитированы слова Савчука: “Работая в таких обстоятельствах, мы должны обеспечивать стабильно высокие объемы производства, высокое качество продукции и своевременное выполнение договорных обязательств, а также экономию энергетических, трудовых и материальных ресурсов”. Это заявление стало последним официальным заявлением главы “Азовмаша”.

Вынужденное партнерство

Напомним, что ПАО “Азовмаш” специализируется на производстве металлургического и горнорудного оборудования, подъемно-транспортных машин, топливозаправочной техники и вагонов для перевозки более пятиста наименований грузов. “Фактически, созданное в 2000 году ПАО “Азовмаш” — это номинальная холдинговая структура, которая является одним из владельцев ряда машиностроительных предприятий: “Азовмаш”, “Азовобщемаш”, Мариупольский завод тяжелого машиностроения, Мариупольский термический завод, “Полтавхиммаш”, “АзовЭлектроСталь”, Головной специализированный конструкторско-технологический институт, Головное специализированное конструкторско-технологическое бюро вагоностроения им. Бубнова и Торговый Дом “Азовобщемаш”. Все они входят в группу “Азовмашинвест Холдинг”, которую и принято называть просто — “Азовмаш””, — поясняет аналитик ИГ “Арт-Капитал” Алексей Андрейченко.

По его словам, в 2010 году проведена реорганизация группы, в рамках которой была изменена как структура производства, так и структура собственности. “Если до этого основными звеньями по выпуску продукции были “Азовобщемаш” и “Мариупольтяжмаш”, то после главной производственной площадкой стал “Азовобщемаш”. Если ранее одним из основных собственников холдинга было ЗАО “Украинская промышленно-транспортная компания”, то потом им стала кипрская Wessanen Trading, — уточняет эксперт. — Наряду с этим состоялось несколько допэмиссий, в результате которых доля ПАО “Азовмаш” в уставных фондах предприятий группы сократилась с 50% до 2-8%, а доля Wessanen Trading достигла 70-93%”.

С 1990-х годов единственным конечным владельцем “Азовмаша” был Савчук, который неизменно давал отпор попыткам завладеть более-менее значительным пакетом акций холдинга. Позднее в числе акционеров компании все-таки оказалось ЗАО “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ), но в 2007 году Савчук выкупил его долю. Несколько лет назад бизнесмен добивался изменения статуса “Азовмаша” на ЗАО, чтобы установить над полный контроль над компанией, однако — безрезультатно.

Лишь в начале 2011 года у компании появился второй крупный совладелец — бизнесмен Юрий Иванющенко. “По его словам, ему принадлежат 25% акций “Азовмаша”, что, скорее всего, означает, что он является собственником половины уставного фонда Wessanen Trading. При этом во главе всех основных предприятий остались люди Савчука, а потому он все время сохранял операционный контроль над холдингом”, — отмечает Андрейченко. “Достоверной информации о том, какая доля “Азовмаша” перешла в руки Иванющенко, нет. Но принято считать, что формально он приобрел 25% акций, а на деле — получил полный контроль над компанией”, — добавляет аналитик Concorde Capital Роман Дмитренко.

Производственный вираж

Накануне появления в группе “Азовмаш” нового акционера, показатели деятельности компании были крайне неудовлетворительными. “В 2010 году холдинг работал почти с нулевой рентабельностью, в то время как у других украинских машиностроителей она колебалась на уровне 7-11%”, — напоминает Андрейченко.

А в 2011 году “Азовмаш” пережил настоящий всплеск. Компания поднялась на рекордный уровень по объему выпуска вагонов, который увеличился на 30% и составил 16 429 единиц, и по объему реализации продукции, который вырос в 1,7 раза и достиг 9,5 млрд. гривен. Более того, впервые за период кризиса компания закончила год с прибылью в размере 702 млн. гривен, а в начале 2012 года погасила часть долга в размере 150 млн. долларов. “Таким образом, в 2011 году “Азовмаш” достиг уровня рентабельности других отечественных производителей аналогичного профиля. То есть, по размеру чистой прибыли холдинга можно предположить, что рентабельность группы, без учета подконтрольных ей торговых компаний, достигла 7%”, — резюмирует Андрейченко.

Данного прорыва удалось достичь, главным образом, благодаря реорганизации холдинга, полагает эксперт. “Скорее всего, до этого его доход перераспределяли между компаниями основного акционера — как путем трансфертного ценообразования между вагонзаводами и литейным бизнесом, так и путем перевода прибыли на счета трейдеров, реализующих конечную продукцию. Об этом свидетельствует рост рентабельности холдинга после сосредоточения основного производства на “Азовобщемаше”, — отмечает Андрейченко. — Наряду с этим были устранены трансфертные схемы и прекращен вывод прибыли, что наверняка было одним из условий сделки по продаже доли бизнеса Иванющенко”.

В январе-октябре 2012 года “Азовмашу” удалось удержаться на достигнутом уровне. Объем выпуска грузовых вагонов немного сократился — на 1,3%, однако объем производства продукции тяжелого машиностроения существенно вырос — на 60%. В итоге по объему реализации продукции холдингу удалось превысить показатель 2011 года на 2,2% и выручить 7,9 млрд. гривен.

Сейчас около 90% продукции “Азовмаш” реализует за рубежом, при этом примерно 80% — в России. “В течение последних двух лет, вследствие восстановления спроса на грузовые вагоны в СНГ, доля вагоностроения в общей структуре производства компании неизменно росла. В 2011 году она достигла 97%, и пока этот сегмент остается для “Азовмаша” основным. Однако очередное падение спроса на этот вид продукции повлекло за собой увеличение доли тяжелого машиностроения. А в целом, учитывая негативную динамику показателей прибыли в отрасли, 2012 год “Азовобщемаш”, скорее всего, снова закончит с убытком”, — предполагает Андрейченко.

В преддверии раздела

Вполне закономерно, что после подобной реорганизации хозяйственной деятельности холдинга, Савчук, который в рейтинге Forbes за 2010 год занимал 36 место с состоянием 260 млн. долларов в рейтинге за 2011 год не оказался даже в первой сотне. Наряду с этим, на 48 месте рейтинга появился Юрий Иванющенко с состоянием 214 млн. долларов.

Как бы то ни было, но наследниками Савчука, а значит — владельцами более 50% уставного фонда “Азовмаша” сейчас являются его вдова Светлана Савчук, дочь Таисия Савчук-Полищук и внуки — Александр и Виктор. Однако эксперты считают, что они вряд ли смогут удержать столь мощный актив. “Если семья Савчука решит отойти от дел, на него может претендовать целый ряд украинских бизнесменов. В первую очередь — это Иванющенко, который захочет увеличить свою долю в компании до контрольного пакета акций. Кроме того — Ринат Ахметов, который в прошлом был заинтересован в покупке “Азовмаша” и может возобновить попытки взять его под свой контроль”, — прогнозирует Андрейченко.

По словам эксперта, Ринату Ахметову “Азовмаш” был бы полезен в нескольких аспектах. “Во-первых, в качестве поставщика вагонов для “Лемтранса”, во-вторых — как производитель продукции тяжелого машиностроения для “Метинвеста” и ДТЭК, и, в-третьих — как предприятие, которое имеет опыт изготовления портальных кранов и оснастки ими украинских портов”, — уточняет Андрейченко. Иначе говоря, в структуре СКМ “Азовмаш” мог бы стать той компанией, которая гармонично свяжет транспортный и машиностроительный сегменты бизнеса и существенно усилит его основные направления.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Тяжелое наследие

Бизнесмены Юрий Иванющенко и Ринат Ахметов являются главными претендентами на флагман отечественного машиностроения “Азовмаш”.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Tyageloe_nasledie.html

[2012-12-08 14:09:58] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

В Мариуполе Азовсталь численность в СССР 25 тыс. работников, при украинском управлении 12 тыс. И город засрали, и на людей наплевали переводами то из цеха в цех, то в кадровое агенство. Люди и отпуска потеряли и сетки за вредность

[2012-12-05 19:54:45] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

"Ерунда. Из Мариуполя летали на похороны 16 ноября целым чартерным самолетом. Он что до этого все время в мавзолее хранился?" есть аппараты искусственная почка, печень, лёгкие токмо мозга искусственного нет. И констатация факта смерти это простая формальность. Поэтому всё допустимо в присутствии глав врача адвокатов и типа больной моргнул, пукнул, захрипел поставили за "него" подпись .

[2012-12-05 15:29:43] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

Считаю, пусть лучше такой флагман остается в собственности украинского капитала, нежели его выкупит иностранный. Практика показывает, на примере криворожского ArcelorMitta, что с 2005 года численность сотрудников уменьшилась 58 тыс. до 32 тыс и планируется в ближайшее время уменьшить до 12 тыс. работников. Вот вам и иностранный капитал.

[2012-12-05 15:13:25] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

Иванющенко наверняка еще и на Ахметовское имение в Мариуполе целится.

[2012-12-05 13:26:56] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

Ринат Леонидовичу надо покупать Азовмаш, это будет одним из лучших предприятий по рентабельности, да и продукция на территории СНГ имеет монопольное положение. А иметь продукцию Азовмаша в переговорах с Россией по харцызским трубам - это еще один козырь. Так что даже не думайте, покупайте Ринат Леонидович.

[2012-12-05 13:26:54] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

Ринат Леонидовичу надо покупать Азовмаш, это будет одним из лучших предприятий по рентабельности, да и продукция на территории СНГ имеет монопольное положение. А иметь продукцию Азовмаша в переговорах с Россией по харцызским трубам - это еще один козырь. Так что даже не думайте, покупайте Ринат Леонидович.

[2012-12-05 11:44:40] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

Ерунда. Из Мариуполя летали на похороны 16 ноября целым чартерным самолетом. Он что до этого все время в мавзолее хранился?

[2012-12-04 19:41:43] [ Аноним с адреса 195.248.234.* ]

Свято место пусто не бывает. Но Юрий Иванющенко близок к окружению президента (семья), и поэтому как бы не "полезен" Ахметову был Азовмаш - он ему не достанется. И насчёт официальной даты 11 ноября, ходят слухи, что "дата" наступила ещё месяца три назад. За это время подготовили пакет документов на нового собственника пока не объявили о "дате".

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.