Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/analytics/Tyageloe_nasledie.html?print

Тяжелое наследие

Елена ГЕРАСИМОВА 16:35 04 декабря 2012 года
Бизнесмены Юрий Иванющенко и Ринат Ахметов являются главными претендентами на флагман отечественного машиностроения “Азовмаш”.

Как сообщалось, 11 ноября скончался президент и основной собственник ПАО “Азовмаш” (Мариуполь, Донецкая область) Александр Савчук. Несколькими днями ранее пресс-служба “Азовмаша” обнародовала сообщение об итогах деятельности компании в январе-октябре нынешнего года, в котором подчеркнула: “В условиях нестабильности на машиностроительном рынке, а также снижения спроса на грузовые вагоны и металлургическое оборудование, “Азовмаш” остается на достигнутом в прошлом году рекордном уровне объемов выпуска продукции”.

Наряду с этим в документе были процитированы слова Савчука: “Работая в таких обстоятельствах, мы должны обеспечивать стабильно высокие объемы производства, высокое качество продукции и своевременное выполнение договорных обязательств, а также экономию энергетических, трудовых и материальных ресурсов”. Это заявление стало последним официальным заявлением главы “Азовмаша”.

Вынужденное партнерство

Напомним, что ПАО “Азовмаш” специализируется на производстве металлургического и горнорудного оборудования, подъемно-транспортных машин, топливозаправочной техники и вагонов для перевозки более пятиста наименований грузов. “Фактически, созданное в 2000 году ПАО “Азовмаш” — это номинальная холдинговая структура, которая является одним из владельцев ряда машиностроительных предприятий: “Азовмаш”, “Азовобщемаш”, Мариупольский завод тяжелого машиностроения, Мариупольский термический завод, “Полтавхиммаш”, “АзовЭлектроСталь”, Головной специализированный конструкторско-технологический институт, Головное специализированное конструкторско-технологическое бюро вагоностроения им. Бубнова и Торговый Дом “Азовобщемаш”. Все они входят в группу “Азовмашинвест Холдинг”, которую и принято называть просто — “Азовмаш””, — поясняет аналитик ИГ “Арт-Капитал” Алексей Андрейченко.

По его словам, в 2010 году проведена реорганизация группы, в рамках которой была изменена как структура производства, так и структура собственности. “Если до этого основными звеньями по выпуску продукции были “Азовобщемаш” и “Мариупольтяжмаш”, то после главной производственной площадкой стал “Азовобщемаш”. Если ранее одним из основных собственников холдинга было ЗАО “Украинская промышленно-транспортная компания”, то потом им стала кипрская Wessanen Trading, — уточняет эксперт. — Наряду с этим состоялось несколько допэмиссий, в результате которых доля ПАО “Азовмаш” в уставных фондах предприятий группы сократилась с 50% до 2-8%, а доля Wessanen Trading достигла 70-93%”.

С 1990-х годов единственным конечным владельцем “Азовмаша” был Савчук, который неизменно давал отпор попыткам завладеть более-менее значительным пакетом акций холдинга. Позднее в числе акционеров компании все-таки оказалось ЗАО “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ), но в 2007 году Савчук выкупил его долю. Несколько лет назад бизнесмен добивался изменения статуса “Азовмаша” на ЗАО, чтобы установить над полный контроль над компанией, однако — безрезультатно.

Лишь в начале 2011 года у компании появился второй крупный совладелец — бизнесмен Юрий Иванющенко. “По его словам, ему принадлежат 25% акций “Азовмаша”, что, скорее всего, означает, что он является собственником половины уставного фонда Wessanen Trading. При этом во главе всех основных предприятий остались люди Савчука, а потому он все время сохранял операционный контроль над холдингом”, — отмечает Андрейченко. “Достоверной информации о том, какая доля “Азовмаша” перешла в руки Иванющенко, нет. Но принято считать, что формально он приобрел 25% акций, а на деле — получил полный контроль над компанией”, — добавляет аналитик Concorde Capital Роман Дмитренко.

Производственный вираж

Накануне появления в группе “Азовмаш” нового акционера, показатели деятельности компании были крайне неудовлетворительными. “В 2010 году холдинг работал почти с нулевой рентабельностью, в то время как у других украинских машиностроителей она колебалась на уровне 7-11%”, — напоминает Андрейченко.

А в 2011 году “Азовмаш” пережил настоящий всплеск. Компания поднялась на рекордный уровень по объему выпуска вагонов, который увеличился на 30% и составил 16 429 единиц, и по объему реализации продукции, который вырос в 1,7 раза и достиг 9,5 млрд. гривен. Более того, впервые за период кризиса компания закончила год с прибылью в размере 702 млн. гривен, а в начале 2012 года погасила часть долга в размере 150 млн. долларов. “Таким образом, в 2011 году “Азовмаш” достиг уровня рентабельности других отечественных производителей аналогичного профиля. То есть, по размеру чистой прибыли холдинга можно предположить, что рентабельность группы, без учета подконтрольных ей торговых компаний, достигла 7%”, — резюмирует Андрейченко.

Данного прорыва удалось достичь, главным образом, благодаря реорганизации холдинга, полагает эксперт. “Скорее всего, до этого его доход перераспределяли между компаниями основного акционера — как путем трансфертного ценообразования между вагонзаводами и литейным бизнесом, так и путем перевода прибыли на счета трейдеров, реализующих конечную продукцию. Об этом свидетельствует рост рентабельности холдинга после сосредоточения основного производства на “Азовобщемаше”, — отмечает Андрейченко. — Наряду с этим были устранены трансфертные схемы и прекращен вывод прибыли, что наверняка было одним из условий сделки по продаже доли бизнеса Иванющенко”.

В январе-октябре 2012 года “Азовмашу” удалось удержаться на достигнутом уровне. Объем выпуска грузовых вагонов немного сократился — на 1,3%, однако объем производства продукции тяжелого машиностроения существенно вырос — на 60%. В итоге по объему реализации продукции холдингу удалось превысить показатель 2011 года на 2,2% и выручить 7,9 млрд. гривен.

Сейчас около 90% продукции “Азовмаш” реализует за рубежом, при этом примерно 80% — в России. “В течение последних двух лет, вследствие восстановления спроса на грузовые вагоны в СНГ, доля вагоностроения в общей структуре производства компании неизменно росла. В 2011 году она достигла 97%, и пока этот сегмент остается для “Азовмаша” основным. Однако очередное падение спроса на этот вид продукции повлекло за собой увеличение доли тяжелого машиностроения. А в целом, учитывая негативную динамику показателей прибыли в отрасли, 2012 год “Азовобщемаш”, скорее всего, снова закончит с убытком”, — предполагает Андрейченко.

В преддверии раздела

Вполне закономерно, что после подобной реорганизации хозяйственной деятельности холдинга, Савчук, который в рейтинге Forbes за 2010 год занимал 36 место с состоянием 260 млн. долларов в рейтинге за 2011 год не оказался даже в первой сотне. Наряду с этим, на 48 месте рейтинга появился Юрий Иванющенко с состоянием 214 млн. долларов.

Как бы то ни было, но наследниками Савчука, а значит — владельцами более 50% уставного фонда “Азовмаша” сейчас являются его вдова Светлана Савчук, дочь Таисия Савчук-Полищук и внуки — Александр и Виктор. Однако эксперты считают, что они вряд ли смогут удержать столь мощный актив. “Если семья Савчука решит отойти от дел, на него может претендовать целый ряд украинских бизнесменов. В первую очередь — это Иванющенко, который захочет увеличить свою долю в компании до контрольного пакета акций. Кроме того — Ринат Ахметов, который в прошлом был заинтересован в покупке “Азовмаша” и может возобновить попытки взять его под свой контроль”, — прогнозирует Андрейченко.

По словам эксперта, Ринату Ахметову “Азовмаш” был бы полезен в нескольких аспектах. “Во-первых, в качестве поставщика вагонов для “Лемтранса”, во-вторых — как производитель продукции тяжелого машиностроения для “Метинвеста” и ДТЭК, и, в-третьих — как предприятие, которое имеет опыт изготовления портальных кранов и оснастки ими украинских портов”, — уточняет Андрейченко. Иначе говоря, в структуре СКМ “Азовмаш” мог бы стать той компанией, которая гармонично свяжет транспортный и машиностроительный сегменты бизнеса и существенно усилит его основные направления.