Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Vozvrat_refinansa_yavlyaetsya_klyuchevim_biznesom_vladeltsev_ban.html?print

Возврат “рефинанса” является ключевым бизнесом владельцев банков и чиновников НБУ

08:45 19 октября 2015 года

Банки задолжали регулятору более 104 миллиардов гривен по кредитам рефинансирования. Об этом пишет Зеркало недели.

Согласно данным НБУ, по состоянию на 7 октября 2015 задолженность банков Украины перед регулятором по кредитам рефинансирования составляла 104,8 млрд грн. В том числе по стабилизационным кредитам и кредитам для сохранения ликвидности — 99,7 млрд.

Как пишет издание, львиная доля этих ресурсов — денег государства — была отправлена на поддержку бизнеса владельцев банков (которые были не в состоянии своевременно рассчитываться с вкладчиками).

“И даже если Нацбанк их сможет хотя бы частично вернуть, реализовав полученные взамен залога, то другим взыскателям вряд ли что останется. И не только потому, что опытные банкиры давно заменили реальные заставы “пустышками”. Надо понимать, что все ликвидные активы проблемных банков уже находятся в распоряжении НБУ как обеспечение по выданным кредитам рефинансирования”, — говорится в статье.

Между тем, как утверждают банкиры, возврат рефинансирования, точнее, торг вокруг условий этого возвращения стал ключевым бизнесом чиновников Нацбанка и владельцев кредитно-финансовых учреждений.

Причем бизнесом беспроигрышным для обеих сторон: акционеры за счет средств НБУ получали (и получают) возможность не возвращать выданных на собственные предприятия кредитов, а чиновники Нацбанка — фактически вечную кормушку и рычаг давления.

Государство же в комбинации получает мертвую банковскую систему.

“Цинизм и непоследовательность отношения государства к вкладчикам проблемных учреждений можно проиллюстрировать на примере двух “кейсов”. Первый — это выдача кэптивному банку Олега Бахматюка “Финансовая инициатива” почти 3 млрд грн рефинансирования НБУ при том, что банк уже фактически не выполнял обязательства перед вкладчиками, а полученные деньги направил на финансирование бизнеса собственника. Но при этом продолжал привлекать вклады населения — до признания банка неплатежеспособным Бахматюк “взял” только у населения еще 200 млн грн.

Второй — признание системным “Дельта Банка”, что вроде бы должно было гарантировать вкладчикам и корпоративным клиентам сохранность средств (системный банк подлежит спасению государством). Однако, как утверждают критики последующих действий Нацбанка, спасать “Дельту”, скорее всего, никто и не собирался. Просто сначала был запущен банальный процесс по выкачиванию из его главного акционера Лагуна живых денег за “решение вопросов” по выдаче рефинансирования, затем — по выведению ликвидных активов в виде гособлигаций и гарантированных бумаг. При этом могли не вводить в банк временную администрацию и не налагать мораторий на удовлетворение требований кредиторов с тем, чтобы вынудить продать оставшиеся ликвидные активы. Согласно имеющимся в распоряжении ZN.UA данным, в конце 2014 г. для поддержания жизнеспособности “Дельты” Нацбанку из ее портфеля были проданы гособлигации на сумму около 900 млн долл. Кроме того, были проданы бумаги Ощадбанку (обязательства ГИУ) и Укргазбанку. При этом продажа, исходя из имеющихся данных, осуществлялась по курсу НБУ на момент сделки, а оплата — в гривне с дисконтом 20—25% от номинала. Что, таким образом, привело к формированию потерь у банка на момент погашения бумаг в размере около 830 млн грн, которые вполне могли быть направлены на выплату депозитов.”