Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Sergeya_Tarutu_raskritikovali_kak_kollektsionera_tripolskih_arte.html?print

Сергея Таруту раскритиковали как коллекционера трипольских артефактов

11:40 06 ноября 2020 года

Археолог, куратор выставки “Золото Подiлля: iсторiя народiв”, которая проходит сейчас в Национальном историческом музее, Максим Левада рассказал в интервью УНИАН, что он думает о совладельце “Индустриального союза Донбасса” (ИСД) Сергея Таруты как коллекционере.

Несколько лет назад проходила выставка коллекции “ПЛАТАР”. Среди прочего, там был поясной набор начала V столетия — разнообразные серебряные подвески, пряжки. Разные типы, разные виды. Они были изготовлены из очень высококачественного серебра, а этот метал со временем начинает кристаллизироваться. Он становится как стекло, и, если упадет — разобьется. Часть предметов уже была в трещинках. Я обратил на это внимание Платонова (коллекция “ПЛАТАР” собрана Сергеем Тарутой, Сергеем и Николаем Платоновыми), попросил отдать реставраторам, там всего лишь нагреть надо было металл. Напомнил раз, второй: “Серебро сыпется”. Прихожу в очередной раз — нет тех украшений. Спрашиваю: “Отдали на реставрацию?”, и слышу: “Младший Платонов вчера выкинул. Сказал, что реставрировать дорого, проще купить другие”. Это все, что вы должны знать об украинских “меценатах”.

Я знал коллекционеров из Ленинграда, которые собирали живопись. Они были экспертами такого уровня, что к ним обращались из Эрмитажа. Придите к нашему коллекционеру… Что вам расскажет Тарута? Ющенко? Виктор Андреевич прочитал четыре книжки по трипольской культуре и понял, как понял.

Если говорить о комплексах находок с точки зрения того, как понимают их ценность коллекционеры, “ратующие за отечественную культуру”, приведу другой пример. На нашей выставке представлен очень интересный клад Х века, найденный на раскопках городища Червоне. Это клад ювелира — бронзовые весы, матрица для сережек и изделия разной степени готовности. Так получилось, что после смерти археолога Павла Хавлюка, который исследовал этот памятник, часть находок разошлась по рукам. И половина этого клада оказалась в коллекции “ПЛАТАР”. Винницкий музей официально обращался к владельцам этой коллекции с просьбой отдать клад. Им даже не ответили.