Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Rossiyskoe_pravitelstvo_hochet_primenit_shemu__tradein_dlya_borb.html?print

Российское правительство хочет применить схему trade-in для борьбы с профицитом грузовых вагонов

12:30 20 октября 2020 года

На фоне несокращающегося профицита грузовых вагонов правительство РФ перешло к предметному обсуждению введения утильсбора на вагоны и программы trade-in. По последней предлагается обменивать три старых вагона на один новый. Операторы считают идею неплохой, но только если она распространится на все виды вагонов, а утилизация останется добровольной, без обязательных массовых списаний. Вагоностроители же считают, что программу нужно расширить и дополнить другими мерами поддержки, пишет издание Коммерсант.

Вице-премьер Юрий Борисов 7 октября провел совещание, где, в частности, обсуждалась загрузка вагоностроительных мощностей Уралвагонзавода (УВЗ, подконтролен “Ростеху”). По итогам совещания, рассказал “Коммерсанту” источник, знакомый с протоколом, поручено создать рабочую группу во главе с заместителем главы Минпромторга Александром Морозовым с участием министерств, РЖД, ГТЛК и операторов для выработки системных мер поддержки вагоностроения. Варианты такие: введение утильсбора на вагоны, программа trade-in, развитие импортозамещения и “предложения концерна УВЗ” (в УВЗ “Коммерсанту” их суть не разъяснили). К 10 ноября группа должна направить согласованные предложения в правительство.

О trade-in вагонов и утильсборе начинают говорить всякий раз, когда на рынке железнодорожных грузоперевозок происходит спад и образуется профицит вагонов. Задача — дать заказы вагоностроению.

Сейчас число вагонов на сети приближается к 1,2 млн штук, профицит только полувагонов оценивается в 70—100 тыс. штук.

Ставка аренды полувагонов с января 2019 года по сентябрь 2020 года сократилась с 1925 руб. до 750 руб. в сутки. В этом году ИПЕМ прогнозирует падение выручки вагоностроителей более чем на 50 млрд руб., а объема выпуска — на треть, до 50 тыс. вагонов.

В прошлый раз подобный кризис был разрешен директивным списанием старых вагонов в 2015—2016 годах. В результате парк омолодился, и объективных оснований для повторения этого решения нет. Списание по сроку службы ожидается лишь по 3—7 тыс. полувагонов в год. В этой связи летом УВЗ, а потом ОАО РЖД предложили программу trade-in.

Идея в том, что за три сданных в утиль обычных полувагона с остаточным сроком службы три-шесть лет владелец получает один новый инновационный: половину стоимости субсидирует производителю государство, половину составит остаточная стоимость лома.

По расчетам РЖД, рассказывает знакомый с ними собеседник “Коммерсанта”, программа “3 за 1” увеличит списание полувагонов до 17—26 тыс. единиц в год в 2021—2025 годах, создаст дополнительный спрос на инновационные вагоны в треть этого объема, а профицит полувагонов к 2025 году упадет до 24 тыс. штук.