Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Portoviy_biznes_ustupaet_v_Rossii_po_rentabelnosti_tolko_kaliyni.html?print

Портовый бизнес уступает в России по рентабельности только калийным удобрениям

10:24 15 ноября 2010 года

После IPO Новороссийского морского торгового порта (НМТП) стало понятно, что он доходнее, чем нефтяная отрасль или металлургия. Только производители калийных удобрений могли похвастаться более высокой рентабельностью, пишут “Ведомости”.

В 2008 г. рентабельность “Уралкалия” по EBITDA достигала 76%, тогда как у НМТП она была 58%. А по итогам первого полугодия 2010 г. порт обогнал калийщиков — 70 против 60%.

Сейчас НМТП готовится к покупке у “Суммы капитал” и “Транснефти” Приморского торгового порта (ПТП, Ленинградская обл.) за 2,153 млрд. долл. Затем последние купят владельца 50,1% акций самого НМТП. Перед сделкой оба порта раскрыли международную отчетность ПТП: сам порт — на сайте, а НМТП — для держателей евробондов.

ПТП расположен в конечной точке маршрута Балтийской трубопроводной системы. Запущен в 2001 г., переваливает около 80 млн. т нефти в год. Это крупнейший и самый современный нефтяной порт России, через него идет около 30% всего экспорта нефти. “Здесь растут грибы, можно встретить лисицу или белку, и не верится, что две опрятные пристани с четырьмя погрузочными причалами и несколькими двухэтажными зданиями, окруженные 54 га леса и лужаек, — это восьмой по величине порт в Европе” — так недавно описывали впечатления после поездки в Приморск аналитики “ВТБ капитала”.

С 2007 по 2009 г. выручка ПТП увеличилась на 17% с 5,34 млрд. до 6,24 млрд. руб. В первом полугодии 2010 г. этот показатель составил 2,99 млрд. руб. Рентабельность компании по EBITDA за эти годы не опускалась ниже 67%, а в 2008 г. и вовсе составила рекордные 80%. Рентабельность по чистой прибыли была не менее 43%. Для сравнения: рентабельность крупнейшего в Европе порта Роттердама в 2008 г. составляла 58 и 29% соответственно. Наконец, чистый долг ПТП уже три года подряд — отрицательная величина.

Порядок в финансах позволяет ПТП платить щедрые дивиденды. В сумме за 2007-2009 гг. и первое полугодие этого года предприятия группы выплатили акционерам почти 6,5 млрд. руб., или 62% суммарной прибыли за этот период. Сам НМТП заплатил за тот же срок всего 40,4 млн. долл. дивидендов — около 4,5% суммарной прибыли.

Будет ли НМТП таким же щедрым при переходе под контроль “Транснефти” и “Суммы”, не ясно. Вряд ли в ближайшие пять лет будут высокие выплаты, ведь порт увеличит долг, отмечает аналитик “Ингосстрах-инвестиций” Евгений Шаго.