Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Nemtskie_kompanii_spasayutsya_ot_krizisa_v_Azii.html?print

Немецкие компании спасаются от кризиса в Азии

13:50 21 августа 2012 года

Глобализация экономики Германии вышла на новый уровень: ведущие немецкие концерны имеют за рубежом уже больше сотрудников, чем на родине, пишет РБК Daily.

Компании ФРГ инвестируют миллиарды на строительство заводов и исследовательских лабораторий по всему миру. Наибольший объем инвестиций направляется в Азию, в первую очередь в Китай.

В настоящее время альтернативы интернационализации и крупным зарубежным инвестициям не существует, считает аналитик Центра бюджетного баланса и аудита (CBP) в Саарбрюккене Карлхайнц Кютинг. “С помощью лишь одного отечественного бизнеса компаниям никогда не удалось бы настолько успешно три года тому назад выйти из такого тяжелого кризиса”, — уверен эксперт. Сегодня производство и продажа концентрируются в регионах, где живет конечный потребитель, так как “покупатели, например, из развивающихся государств часто заинтересованы совершенно в других продуктах, чем жители индустриально развитых стран”, — констатирует Томас Каутцш из консалтинговой компании Oliver Wyman. Согласно его прогнозу, “всей цепочке по созданию стоимости — исследования, проектирование, закупка компонентов, производ­ство и реализация — предстоит переместиться на рынки завтрашнего дня”.

В настоящее время 130 крупнейших концернов из немецких биржевых индексов DAX, MDAX, SDAX и TecDAX обеспечивают 68% своей выручки за счет бизнеса за пределами Германии. Если взять фирмы так называемого второго ряда, из индекса MDAX, в котором представлены, к примеру, многие машиностроительные компании, то здесь этот показатель достигает 71,1%. Среди “рекордсменов” числятся поставщик оборудования для предприятий солнечной энергетики Aixtron, которому сделки с иностранными клиентами приносят 97,3% выручки. А в немецкой “высшей лиге”, в индексе DAX, показатель более 90% имеют, в частности, Adidas, Fresenius Medical Care (FMC) и Linde.

По данным Deutsche Bundesbank, на конец 2010 года суммарный объем немецких инвестиций за рубеж достиг 1 трлн евро, более чем вдвое превысив показатель 2000 года. Доля же немецких инвестиций в Европе — 70% (рост на 33%). Немецкие компании активно восполняют свое отставание в инвестициях в Азии, в первую очередь в Китае, ведь общий объем их азиатских инвестиций равняется 77 млрд евро (7,7% от общего объема инвестиций германских концернов за пределами ФРГ). Для многих фирм Азия превратилась в главный инвестиционный регион. За десять лет объем так называемых новых инвестиций немецкой экономики в Китае подскочил с 900 млн до 10 млрд евро.

Особенно явно уровень глобализации прослеживается на данных о количестве сотрудников немецких компаний за рубежом. По этому показателю концерны Henkel и Linde легко преодолевают отметку 80%. Выше достижения только у производителя автомобильных компонентов Leoni, всего лишь 7% работников которого заняты непосредственно в Германии. За пять лет выручка Leoni в КНР возросла впятеро, до 160 млн евро. В число самых активных инвесторов в Китае входят и такие гиганты, как Volkswagen, Daimler и General Motors.

И все же стопроцентной гарантией дальнейшего успеха зарубежные инвестиции не являются, о чем свидетельствует горький опыт крупнейшего в Германии производителя стали Thyssen Krupp. Если в 2010 году его операционная прибыль равнялась еще 1,3 млрд евро, то результатом 2011 года стало минус 284 млн евро. Виной всему гигантский просчет в связи со сделанными в 2005 году инвестициями в строительство новых сталелитейных заводов в США и Бразилии. Это стало самым большим проколом во всей истории Thyssen Krupp. Сначала снежным комом выросли издержки, затем возникли проблемы с пуском предприятий в эксплуатацию. В конце концов заводы оказались выставленными на продажу.