Восстановление “Мрии” — затратно, экономически нецелесообразно и не приоритетно. А стоимость восстановления Мрии, озвученная Укроборонпромом, на 600 миллионов долларов выше реальной цены. Об этом пишет бывший глава службы ведущих конструкторов самолета Ан-225 “Мрия” Анатолий Вовнянко на “Хвиле”.
В письме к Владимиру Зеленскому авиаконструктор напоминает, что с 2020 года ВСУ ждет от “Антонова” 3 самолета Ан-178. Под них предприятие взяло кредит на 4 млрд грн.
Самолеты собирались строить “без российских комплектующих”, но к 2021 году закончили лишь один самолет на 80% и вопрос замены комплектующих был так и не решен.
Но, несмотря на отсутствие прогресса по существующим проектам, глава “Укроборонпрома” Юрий Гусев аннонсирует восстановление “Мрии”.
В связи с этим авиаконструктор задался вопросом целесообразности проекта — “Мрия” создавалась в 1988 году для транспортировки космического корабля “Буран”, но после распада СССР использовался лишь 1-2 раза в год, в то время как Ан-178 действительно нужны ВСУ.
К тому же авиаконструктор удивлен ценой “достройки” “Мрии” (создание второго экземпляра “Мрии” было остановлено в начале 90-х годов), озвученной Укроборонпромом, в 800 миллионов долларов. Сам Вовнянко оценивает проект в 150-190 млн (с учетом использования старых запчастей). То есть, как минимум, на 600 миллионов долларов меньше.
“Кроме того, ДП “Антонов” давно находится в критическом состоянии и не может одновременно строить самолеты Ан-178 и Ан-225 и неизвестно когда или вообще достроит вторую “Мрию”? А вот “осваивать” огромные средства, которые нужны для ВСУ и восстановления разрушенной страны, они умеют в совершенстве”, — пишет авиаконструктор.
Вовнянко привел также стоимость строительства с нуля других больших самолетов. Например, по его словам, построить “Аэробус” А-380 стоит 489 млн долларов.
То есть, Укроборонпром предлагает потратить на достройку Мрии больше, чем тратят на строительство новых самолётов “с нуля”.