Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Goskompanii_mogut_poteryat_rinok_geleznodorognih_gruzoperevozok.html?print

Госкомпании могут потерять рынок железнодорожных грузоперевозок

08:24 09 ноября 2012 года

Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (”Укрзализныця”) предупреждает об угрозе постепенной потери рынка грузоперевозок государственными вагонными компаниями с соответствующими потерями госбюджета и необеспечением необходимых объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом предприятий Украины, передает “Интерфакс-Украина”.

Как сообщила пресс-служба “Укрзализныци”, это связано с отсутствием государственной поддержки, направленной на создание условий для обновления грузового подвижного состава, его катастрофической изношенностью и временным несоответствием приобретения и списания грузовых вагонов.

По мнению экспертов “Укрзализныци”, функционирование рынка грузовых железнодорожных перевозок в условиях жесткого сдерживания тарифов и отсутствия их индексации, находится в крайне неблагоприятных условиях.

“Невозможно требовать развития и обновления, и одновременно не давать финансовых инструментов для его осуществления”, — отметили в администрации.

Так, за 2012 год из-за отсутствия индексации тарифов, “Укрзализныця” недополучила 2 млрд грн.

“Это средства, которые предполагалось направить только на поддержание нормального состояния инфраструктуры. Инвестиционной составляющей эта индексация не содержала вообще”, — утверждают в “Укрзализныце”.

Госадминистрация отмечает, если подобная ситуация будет складываться и в дальнейшем, “Укрзализныця” будет иметь проблемы с инвестиционной составляющей тарифа, необходимой для развития, и уже в 2013-2017 годах ее госпредприятия будут не в состоянии перевезти всю необходимую номенклатуру грузов.

“Это определенно повлияет на макроэкономическую ситуацию в стране в целом — ведь это невывоз грузов отечественных предприятий, уменьшение отчислений в бюджет, потеря рабочих мест и потенциала новых производственных мощностей — и в перспективе потеря рынка грузовых железнодорожных перевозок для государственных компаний “Укрзализныци”, — предостерегают в Госадминистрации.

В пресс-релизе также отмечено, что без обновления имеющегося парка грузовых вагонов, учитывая его ежегодное сокращение в связи с истечением нормативного срока эксплуатации, уже через пять лет железнодорожный транспорт Украины будет не в состоянии перевезти 247 млн тонн грузов. Так в 2013 году разрыв между общей потребностью экономики в перевозках и возможностями имеющегося парка без его обновления составит 92,3 млн тонн, в 2014 году — 133,8 млн тонн, в 2015 году — 180,6 млн тонн, в 2016 — 216,4 млн тонн, в 2017-м — 247 млн тонн, а для пополнения парка полувагонов необходимо тратить более 6 млрд грн в год.

“Речь идет о логике развития железнодорожных грузовых перевозок, роли государства в лице “Укрзализныци” на этом рынке и поиске необходимых ресурсов для обеспечения потребностей экономики в железнодорожных перевозках”, — отмечает “Укрзализныця”.

Из общего количества 128,7 тыс. грузовых вагонов “Укрзализныци” — 31,5 тыс. (25%) эксплуатируется с продленным сроком службы, в том числе 26,4 тыс. (44%) полувагонов, средний возраст которых уже равен нормативному сроку их службы — 22 года.

Не лучше ситуация с другим подвижным составом, в частности, средний возраст крытых вагонов и цистерн при нормативном сроке службы 32 года составляет 28 и 29 лет. Динамика списания грузовых вагонов в пять раз превышает динамику пополнения парка.

Помимо этого, в 2012 году заканчивается срок службы 30,7 тыс. вагонов, в 2013 — 13 тыс., 2014 — 15,4 тыс. вагонов. Из имеющегося парка, учитывая темпы списания, в 2019 году останется с неисчерпанным сроком службы только 23,5 тыс. вагонов.

“Собственных средств железных дорог Украины недостаточно для закупки необходимого количества подвижного состава, поскольку в отрасли действует перекрестное субсидирование убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых, тарифы на перевозку грузов в пределах Украины жестко регулируются государством, сдерживается и не проводится их индексация, таким образом железная дорога постоянно дотирует другие отрасли экономики”, — утверждают в “Укрзализныце”.

Кроме того, Госадминистрация отмечает, что уровень тарифов на грузовые перевозки в вагонах “Укрзализныци” значительно ниже, чем в странах Европы, СНГ и в вагонах операторов, тариф не обеспечивает оптимальной вагонной составляющей и не содержит инвестиционной составляющей, за счет которых можно было бы аккумулировать средства.

“Еще одним поддерживающим финансовым механизмом, который бы служил обеспечению эффективного присутствия государства на рынке грузовых перевозок, могло бы стать содействие в получении в отечественных банках долгосрочных кредитов с процентной ставкой, которая не будет превышать ставку рефинансирования Национального банка Украины”, — считают в “Укрзализныце”.

Для погашения привлеченных средств необходимо определить оптимальный размер вагонной и инвестиционной составляющих от платы за перевозку, позволяющих вагоноремонтным заводам и ГП “Укрспецвагон” покрывать все расходы средств для строительства и закупки новых вагонов. Необходимо также обеспечить указанные вышек предприятия тележечным вагонным литьем отечественных производителей. Это позволит ежегодно осуществлять строительство 5 тыс. полувагонов на предприятиях, которые подчинены “Укрзализныце”, а также закупать у вагоностроительных заводов 3 тыс. вагонов.