Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dvbvbvbvb190907.html?print

“Укрзалізниця” поделится вагонами с частным бизнесом

Экономические известия, №161, 19 сентября 2007. Опубликовано 09:58 19 сентября 2007 года
Как прогнозируют эксперты “Укрзалізниці”, к 2015 г. 50% парка железнодорожных вагонов в стране будут принадлежать частным компаниям.

По самым скромным оценкам, объем рынка железнодорожных перевозок частным подвижным составом к этому времени составит 15 млрд. грн. в год. Если сейчас крупный промышленный бизнес закупает собственные вагоны лишь для того, чтобы снизить транспортные издержки и уменьшить зависимость от “Укрзалізниці”, то со временем станет возможным коммерческое использование этих активов.

По словам замгендиректора “Укрзалізниці” Анатолия Лашко, наличие кроме государственного монополиста частных перевозчиков будет способствовать развитию конкурентоспособности в отрасли. Напомним, по замыслу инициаторов реформирования “Укрзалізниці”, к 2015 г. произойдет полное разграничение управления инфраструктурой и перевозками на железной дороге. В дочерние компании Украинских железных дорог будут выделены операторы грузовых перевозок. Предполагается, что конкуренцию им составит частный бизнес. Стимулом для наращивания частными компаниями своего вагонного парка должно послужить увеличение вагонной составляющей в железнодорожных тарифах — сейчас она достигает 15%, однако в мировой практике может достигать и 20-30%. Это означает, что собственники подвижного состава получают соответствующую скидку на перевозку грузов.

“В процессе реформирования железнодорожной администрации парк частных вагонов должен будет увеличиться на 100 тыс. единиц”, — прогнозирует господин Лашко. По данным железнодорожной администрации, в частных вагонах сейчас перевозится около 25% грузов — из 200 тыс. грузовых вагонов 52 тыс. находятся в частной собственности.

Как отмечает Михаил Мироненко, глава подкомитета по вопросам железнодорожного транспорта транспортного комитета Верховной Рады V созыва, вкладывать деньги в покупку подвижного состава пока могут лишь крупные экспортноориентированные компании. “Покупка подвижного состава — это долгосрочные инвестиции, со сроком окупаемости более пяти лет. Инвестор должен быть готов к высоким эксплуатационным расходам”, — говорит экс-депутат. Компаний, владеющих собственным подвижным составом, в Украине сейчас 17. Крупнейшие среди них — “Лемтранс” (входит в структуру СКМ), “Интерпайп”, ММК им. Ильича, корпорация ИСД. Впрочем, по мнению аналитика инвестиционной компании Foyil Securuties Юрия Белинского, увеличения доли частного подвижного состава следует ожидать не за счет нынешних владельцев вагонных парков, а за счет появления новых игроков на рынке транспортных перевозок. “Скорее всего крупные промышленные предприятия, которые нуждаются в собственном подвижном составе, уже большей частью удовлетворили эти потребности. Наращивание количества частных вагонов будет происходить за счет создания отдельных транспортных предприятий, возможно, и дочерних крупных ФПГ, однако специализирующихся на этом бизнесе”, — говорит эксперт.

По мнению главы представительства ОАО “Российские железные дороги” в Украине, экс-главы “Укрзалізниці” Василия Гладких, государство не должно допустить превышения доли частного подвижного состава в структуре железных дорог 25-30%. “Иначе оно не сможет зарабатывать на наиболее выгодных видах грузовых перевозок — металл, руда. Этот бизнес в условиях конкурентной среды заберут частные инвесторы. Это лишит железную дорогу львиной доли ее доходов”, — аргументирует экс-гендиректор администрации. Оценивая потенциал рынка железнодорожных перевозок, господин Гладких прогнозирует, что к окончанию железнодорожной реформы частный бизнес, владеющий 50% вагонного парка, будет иметь 15 млрд. грн. годового оборота.

Екатерина ГРЕБЕНИК