Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dvagon230506.html?print

Вагоны проехали мимо России

Ведомости, №91 (1618) от 23 мая 2006. Опубликовано 15:34 23 мая 2006 года
“Трансмашхолдинг” проиграл крупнейший в Европе тендер на поставку вагонов для метро.

Контракт стоимостью 247 млн. евро достался консорциуму с участием французской Alstom. Впрочем, “Трансмашхолдинг” не смирился с проигрышем и может оспорить итоги тендера в суде.

Тендер на поставку 45 составов для метрополитена Будапешта венгерская транспортная компания BKV Ltd. объявила в октябре прошлого года. Заявку на участие в нем подал российский “Метровагонмаш”, контрольный пакет акций которого в конце прошлого года приобрел “Трансмашхолдинг”. Заявки также подали немецкий Siemens, южнокорейская Hanwha-Rotem и канадская Bombardier. Но их предложения, по сообщению Budapest Business Journal, были отсеяны. Сегодня стало известно, что победителем, получившим контракт на сумму 247 млн. евро, был признан консорциум Budapest Metropolis, в состав которого входят французский производитель железнодорожной техники Alstom и транспортное подразделение венгерской группы Transelektro. Первые 15 составов победитель обязан поставить в течение двух лет с момента подписания контракта, которое намечено на 15 июня. Но представители BKV, по сообщениям венгерских газет, не исключают, что оформление документов может быть перенесено в случае, если другие потенциальные претенденты на победу в тендере решат оспорить его итоги в суде.

О такой возможности уже заявил “Метровагонмаш”. “Наше предложение было одним из лучших не только по цене, но и по техническим условиям, — заявил представитель “Трансмашхолдинга”, отказавшись раскрыть его детали. — Сейчас компания обдумывает свои дальнейшие действия”. Гендиректор “Метровагонмаша” Андрей Андреев подтвердил “Ведомостям”, что компания рассматривает различные варианты, в том числе возможность оспорить результаты тендера в суде. По его словам, “Метровагонмаш” уже запросил у венгерской стороны информацию о методике подсчета баллов, по сумме которых определялся победитель. По итогам подсчета “Метровагонмаш” занял второе место.

Тендер в Венгрии был крупнейшим в Европе на закупку метровагонов за последние несколько лет, отмечает аналитик “Финама” Михаил Пак, и проигрыш в нем — серьезная неудача для “Метровагонмаша”. По словам Андреева, в общем объеме выручки компании на экспортные заказы приходится порядка 50%. “СНГ и Восточная Европа — стратегические рынки для российских производителей вагонов для метро, — говорит замгендиректора “Вагонмаша” Андрей Кабанов. — Особенности транспортной инфраструктуры на постсоветском пространстве позволяют нам конкурировать здесь с западными производителями”. Тот же “Метровагонмаш” в этом году получил контракт стоимостью около 10 млн. долларов на поставку 14 вагонов для Варшавского метрополитена. А “Вагонмаш”, по словам Кабанова, готовится к участию в тендере на поставку 22 вагонов для Киевского метрополитена. Конкурс должен состояться в ближайшие месяцы.

“Формально причиной неудачи “Метровагонмаша” можно считать то, что продукция Alstom выигрывает по качеству”, — рассуждает Пак. Впрочем, по мнению эксперта, нельзя исключать, что итоги тендера предрешили политические мотивы. “С учетом того, что Венгрия входит в НАТО, лишение российской компании крупного заказа может быть продиктовано целым рядом причин, включая предполагаемый выбор “Аэрофлота” в пользу закупок самолетов Airbus, а не Boeing”, — предполагает он.

Ирина МАЛКОВА