Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/ducyjvbvubu091008.html?print

Что делать во время кризиса?

Экономические известия, №180, 9 октября 2008 . Опубликовано 11:31 09 октября 2008 года
Во-первых, нужно прекратить генерировать беспомощные новости, не способные никого успокоить.

Публичная истерика и заявления о неизменности наполеоновских планов хороши летом в Париже, а не зимой под Москвой.

Кроме того, увеличение потока лжи мешает и вам, и другим людям, которые заняты поисками правды в это непростое время. Врать сегодня — это все равно что плевать в последний стакан воды, оставшийся на десять человек, — не станет от плевков лжи рынок, простите, стакан, более емким. А вот последняя вода испортится. Поэтому тех ребят, которые превратили ключевые экономические институты страны в мелкофарцовочную тусовку, нужно просто исключить из зоны интеллектуального восприятия. И не стоит себя обманывать: кто сыграл курсом за полгода до 4,5, а теперь рвется к показателю 6, — это не банкиры и макроэкономисты, а шпана. И любой экономический термин в их устах лишь прикрывает желание нажиться на старушках, плачущих у обменников.

Вторым логичным действием во время кризиса однозначно является поднятие старых массивов данных. Имеются в виду макроэкономические показатели пяти-, семи-, девятилетней давности. В зависимости от степени оптимизма. Именно эти цифры могут рассказать много о среднесрочной перспективе. Например, ответить на вопрос о том, как работала экономика в условиях дефицита финансирования, высокого процента, отсутствия инвестиций, избытка рабочей силы, бартера. К слову сказать, там, в прошлом, осталось много хороших начинаний, которым так и не дал возможности встать на ноги и окрепнуть наплыв спекулятивного капитала в страну. Ведь много лет подряд как экономические власти всех уровней дележ участков занимает гораздо больше, чем развитие технологичных, экспортных отраслей. Например, не грех бросить взгляд на потенциал сельского хозяйства, пока его окончательно не задавили титаны коррупции и олигополистические сговоры. Начать можно с поиска ответа на интересный вопрос: почему при закупочной цене молока у крестьян в 2 грн. оно в многократно разбавленном виде возникает на полках магазинов по цене в 6 грн. Да, вот с таких приземленных вопросов нужно начать. Потому что только рептилия может гасить инфляцию монетарными методами, когда параллельно фарцовка молоком в стране приносит 150-200% рентабельности.

И третьим направлением действий во время кризиса, безусловно, могут стать проекты, которые возможны только в период кризиса. Вспомним конец Союза. В то время как по всей стране люди основывали малые формы бизнеса, промышленность продолжала клепать тепловозы и горные экскаваторы, не находившие сбыта. Хотя существовал огромный платежеспособный спрос на устройства малой механизации. Позже тепловозы и экскаваторы снова понадобились, а остальное привезли из Китая. Но возможности заработать деньги на нетипичной волне спроса были упущены. На этот раз все должно получиться лучше.

Максим КУХАР