Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dtbyhyuju290908.html?print

Россия делает конкурента GPS

Экономические известия, №172, 29 сентября 2008 . Опубликовано 11:26 29 сентября 2008 года
Вскоре рынок навигационных услуг станет конкурентным.

Россия почти довела до необходимого минимума количество спутников своей системы “Глонасс”.

После вчерашнего запуска ракеты-носителя “Протон-М” с тремя спутниками “Глонасс-М” общее количество спутников системы “Глонасс” достигнет 17. Как заявил Роскосмос, при доведении количества до 18 вся территория России будет полностью и непрерывно обеспечиваться собственной системой навигации.

На остальной части земного шара при этом перерывы в обслуживании могут продолжаться максимум полтора часа. Непрерывная навигация на всей территории Земли при помощи российской альтернативы американской GPS будет возможна только при полной орбитальной группировке из 24 действующих спутников. Всего же на орбите должны находиться 30 космических аппаратов, включая резервные и находящиеся на техобслуживании.

В начале этого года специальная военно-промышленная комиссия при правительстве РФ признала, что, несмотря на ранее заявленные планы, “Глонасс” в этом году вряд ли начнет работать и лишь при благоприятном стечении обстоятельств система станет дееспособна в 2009 г. На текущий год в целом запланирован запуск шести космических аппаратов, однако позже было принято решение скорректировать федеральную целевую программу (ФЦП) “Глобальная навигационная система”.

Несмотря на то что система еще целиком не запущена, в гражданских целях уже выпускаются автомобильные GPS-навигаторы, которые смогут принимать частоты “Глонасс” и более корректно работать с картами на территории РФ и Восточной Европы. Объемы производства этих навигаторов сегодня составляют 1,5-2 тыс. единиц в месяц. Сегодня погрешность при определении координат космическими аппаратами “Глонасс” составляет около 10 м, но к 2010 г. планируется обеспечить точность до 5 м. Точность американской системы GPS при наземных уточняющих сигналах может достигать 3 м.

Российские власти заявляют, что в будущем системе удастся получить значительную долю перспективного рынка, так как она будет дешевле и лучше по качеству. В настоящее время информационно-аналитический центр “Глонасс” не публикует официальные сведения о доступности навигационных услуг. Однако систему уже можно использовать на автомобильном и водном транспорте, тогда как для воздушного требуется пополнение спутниками.

В конце прошлого года министры транспорта стран ЕС приняли соглашение по созданию к 2013 г. системы спутниковой навигации Galileo из 30 спутников. Она станет европейской альтернативой “Глонасс” и GPS. Правда, сейчас из 30 планируемых спутников объединенной системы ЕС на орбите находится лишь один, хотя ЕС уже потратил на проект около EUR1 млрд. Китай также начал разрабатывать собственную навигационную систему под названием “Бэйдоу”, которая, согласно проекту, уже в конце 2008 г. будет покрывать всю территорию КНР и большинства сопредельных стран.

Юрий ЛУКАШИН