Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dskupka310706.html?print

Скупка краденого

Экономические известия, №134, 31 июля 2006. Опубликовано 11:05 31 июля 2006 года
Депутат Сергей Терехин предлагает парламенту ввести систему доплаты за предприятия, приватизированные с нарушением интересов общества.

Эксперты оценивают документ как неудачный политический ход со стороны БЮТ.

На прошлой неделе народный депутат от БЮТ Сергей Терехин зарегистрировал в парламенте законопроект “О дооценке объектов права государственной собственности Украины, отчужденной с нарушением интересов украинского общества”.

Согласно документу, размер доплаты определяется при помощи оценочного аукциона. Причем депутат предлагает не применять процедуру дооценки и доплаты за предприятия, приватизированные до 2003 г. или по цене менее 500 млн. грн. Решение о начале процедуры, согласно документу, принимает Кабмин по представлению Фонда госимущества. Полученные от доплаты средства автор законопроекта предлагает направить выплату компенсации вкладчикам Сбербанка СССР, создание финансовой базы для кредитования строительства жилья и пр. По расчетам г-на Терехина, принятие законопроекта позволит привлечь в бюджет до 30 млрд. грн.

Опрошенные политики и эксперты считают, что идея автора излишне заполитизирована и дополнительных средств в бюджет предложенным способом получить не удастся. “Благими намерениями вымощена дорога в ад”, — прокомментировал депутат от Партии регионов и экс-глава ФГИ Михаил Чечетов. Он убежден, что для привлечения дополнительных средств правительству лучше было бы заняться продажей объектов вместе с землей.

Вводить систему доплаты за ранее приватизированные предприятия, по мнению г-на Чечетова, нецелесообразно. Ревизия отдельных сделок приведет к дестабилизации на приватизационном рынке и негативно скажется на приходе инвестора. “С другой стороны, в этом законе есть некоторая политическая подоплека. Речь же идет о ревизии приватизационных сделок за 2003-2004 гг. Сразу возникает вопрос, почему автора не интересуют сделки 2002 г.?”,— вопрошает он. В ответ г-н Терехин пояснил: “Исковой срок давности — три года. К тому же за 2002 г. вы бумаг никаких не найдете”.

Директор Международного института приватизации Александр Рябченко тоже негативно воспринял законодательную инициативу “бютовца”. Мол, сама по себе доплата — идея привлекательная, однако методика, предложенная в документе, — деструктивна. Г-н Рябченко охарактеризовал законопроект как “элемент предвыборной стратегии”.

“Попахивает пиаром от БЮТ”, — соглашается аналитик инвесткомпании “Миллениум Капитал” Алексей Некраса. По его словам, ввиду сложившейся политической ситуации, когда вероятность роспуска парламента все еще существует, такого рода инициативы можно использовать в политических целях. Выплаты вкладчикам Сбербанка — неплохой ход. Дооценка у г-на Некрасы вызывает опасения: “Во-первых, дооцениваться предприятие будет уже по нынешним ценам с учетом сегодняшней ситуации на рынке в той или иной сфере. Вполне возможно, что реальная цена сегодня будет выше не только той цены, которую заплатили при приватизации (если считать, что приватизировали по заниженной цене), но и реальной цены предприятия на момент приватизации”. Во-вторых, в дооценочном аукционе может принимать участие “фиктивный бидер”, который будет повышать цену не потому, что заинтересован в приобретении предприятия, а с целью собрать в бюджет как можно больше денег.

Светлана КРЮКОВА