Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dsfffdferrfdfd070508.html?print

Боги Ющенко

Ведомости, №82, 7 мая 2008. Опубликовано 15:01 07 мая 2008 года
“На алтаре времени” — выставка исключительно светлая и нежная, она представляет личную коллекцию украинского президента и делает честь его собирательскому чутью .

Легко было предположить, что коллекция президента Украины хороша. Но можно было и подумать, что коллекционирование народного украинского искусства для Виктора Ющенко как коса-корона для Юлии Тимошенко — идеологическое украшение образа.

Собрание народной украинской скульптуры, икон и предметов крестьянского быта идеально “утепляет” имидж президента страны, сосредоточенной на своей национальной идентичности. Коллекция родных примитивов — это не прагматичные инвестиции в искусство, цена тут не важна, любовь к народной душе — вот что главное. И не демонстрация тонкого эстетического вкуса, который простому избирателю чужд. Если хобби президента просчитывалось, то такой расчет идеален.

Но, уверяет Алина Логинова, куратор выставки, открывшейся в Отделе личных коллекций Пушкинского музея, Ющенко действительно любит то, что собирает. Сам ходит по антикварным развалам, со знанием предмета беседует с продавцами, которые специально для него припасают раритеты. Теперь, правда, делает он это не так часто, как раньше, — работы много.

Коллекционером Ющенко стал 15 лет назад, находясь в должности председателя Национального банка Украины. Возможно, коллекционером ему посоветовали стать какие-нибудь умные пиарщики, ну а потом он и сам увлекся и собрал на даче свой личный музей, экспонаты которого время от времени дарит музеям государственным.

В президентской коллекции нет дорогостоящих древностей, большинство собранного — XIX век, действительно примитив и бесспорно украинский (а не, например, южнорусский): из центральных и западных районов страны. Видно, что все иконы, или, как их называли в украинских селах, “боги”, писаны богомазами-самоучками, а не профессиональными иконописцами. Художническое неумение маляры компенсировали прилежанием и глубокой богобоязнью, граничащей, как у крестьян всех национальностей, с паническим суеверием. И большинство “богов” выставки пленяют зрителей тем, чем обычно и очаровывает наивное искусство, — кротостью, простодушием, чувствительностью. Если судить выставку по этим качествам, то среди икон есть удивительные, настоящие шедевры.

Так же как народная икона, любому зрителю понятна и приятна деревянная скульптура. В ней больше профессионализма, потому что скульптуру все же резали для храмов, пусть и сельских, а не для домашних божниц, как иконы. Коленопреклоненные ангелы, суровые апостолы, крестьянский помощник Николай Угодник и деревянные распятия хранят родовые черты великой европейской религиозной скульптуры, но без ее парадности и экзальтированности. Некоторые фигуры, например раскрашенного святого Николая со смешным венцом, похожим на императорскую корону, почти комичны и при этом все равно очень трогательны.

Так что выставка, подготовленная к приезду президента Украины на инаугурацию президента России, оказалась не политической церемонией, а большим удовольствием для московского зрителя, который украинского народного искусства такого качества давно не видел.

Ольга КАБАНОВА