Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dsdsdffffggh261007.html?print

Пока до ВТО далеко

Время новостей, №197, 26 октября 2007. Опубликовано 13:22 26 октября 2007 года
Минэкономразвития думает позвать в Россию еще несколько автопроизводителей.

Правительство собирается продлить срок приема заявок от зарубежных производителей автомобилей и автокомпонентов, желающих создать в России производства на льготных условиях промсборки. Такая возможность обсуждается в Минэкономразвития, говорит чиновник этого ведомства. Как известно, в середине сентября МЭРТ, Минфин и Минпромэнерго подписали трехсторонний приказ о том, что прекращают с 15 сентября заключать соглашения о промсборке иностранных автомобилей. Это объяснялось тем, что Россия собирается вступать в ВТО и готова уже сейчас соответствовать нормам этой организации. Продлить срок приема заявок на промсборку необходимо, поскольку, как говорит представитель МЭРТ, еще несколько иностранных компаний никак не могут принять окончательное решение о начале работы в России. В министерстве уточняют, что, возможно, последние соглашения о промсборке могут подписать корейская Hyundai, японская Mitsubishi и китайская Great Wall.

Весной 2005 года был введен режим промсборки для производителей автомобилей, а в конце 2006-го — для поставщиков автокомпонентов, желающих создавать свои заводы в России. По условиям заключаемых с компаниями соглашений правительство обнулило или снизило импортные пошлины на комплектующие. Но только для тех компаний, которые обязуются создать производство полного цикла с цехами сборки, сварки и окраски кузова, а также закупать до 30% комплектующих (так называемый уровень локализации) у российских поставщиков. При этом неважно, кому эти поставщики принадлежат, главное, чтобы они платили налоги в бюджет РФ и на них трудились российские рабочие. Льготный режим действует семь лет для предприятий, уже работающих в России (это Ford, “Северсталь-авто” и “GM-АвтоВАЗ”) и восемь — для создаваемых заводов Volkswagen, General Motors, Nissan, Toyota, Suzuki, Peugeot-Citroen и альянса Ижевского автозавода и KIA.

Между тем предоставление таможенных льгот, как и любых других преференций, противоречит принципам Всемирной торговой организации. Поэтому чуть больше месяца назад МЭРТ, Минфин и Минпромэнерго и подписали приказ об окончании приема заявок на режим промсборки. Рассмотрение аналогичных деклараций от поставщиков компонентов планировалось прекратить в конце октября. Правительство готово было сделать исключение лишь для тех автопроизводителей, которые до 15 сентября направили в МЭРТ меморандумы о намерениях — это General Motors, а также альянсы “Северстали-авто” с японской Isuzu и итальянской FIAT Linia с корейской SsangYong.

Как утверждает один из чиновников МЭРТ, несколько иностранных автопроизводителей слишком долго думали. А так как правительству очень хотелось бы заполучить еще несколько новых заводов, сейчас чиновники думают о том, чтобы отодвинуть срок прекращения сбора заявок. Правда, речь идет лишь о нескольких неделях, оставшихся до нового года. Возможно, чуть более продолжительным будет продление срока приема документов от производителей автокомпонентов.

Автозаводы в России хотят построить еще примерно семь иностранных компаний, но чиновник МЭРТ считает реальными лишь четыре-пять заявок, в том числе от Hyundai, Mitsubishi и Great Wall. Никого из них не пугают выдвинутые российскими властями условия по локализации и объему производства не менее 50 тыс. автомобилей в год. Но у каждой из компаний есть проблемы, тормозящие принятие решения. Так, концерн Mitsubishi, который вслед за своими конкурентами — Nissan, Toyota и Suzuki — также хочет завоевать долю на российском рынке, потрясают финансовые проблемы. Hyundai, как говорит чиновник МЭРТ, никак не может определиться, строить предприятие в чистом поле или развивать альянс с Таганрогским заводом. “К китайским производителям у нас есть ряд вопросов, связанных с качеством автомобилей и материалов”, — говорит сотрудник МЭРТ. По его мнению, именно из-за этих претензий строительство заводов компаний из КНР в России маловероятно. “Разве что Great Wall имеет шансы”, — резюмирует он. В свою очередь китайцы, стремящиеся насытить рынок дешевыми автомобилями, хотят получить еще большие преференции, чем их конкуренты из других стран, что вызывает торг между сторонами. Правда, на рынке говорят, что у фирм КНР мало шансов не из-за качества, которое в любом случае не ниже, чем у продукции “АвтоВАЗа”, а именно из-за того, что цена китайских автомобилей российской сборки сделает “Жигули” неконкурентоспособными.

Иван ГОРДЕЕВ