Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/drzystam15012008.html?print

Русские идут!

Негоциант (Донецк), 9 января 2008. Опубликовано 17:29 15 января 2008 года
Грядущую экспансию россиян возглавят не сырьевые ФПГ, а бизнес-группы, инвестирующие в потребительский сектор и инфраструктурные проекты.

Российские бизнес-группы готовятся к новому вторжению в Украину

Грядущую экспансию россиян возглавят не сырьевые ФПГ, а бизнес-группы, инвестирующие в потребительский сектор и инфраструктурные проекты. На первый взгляд, влияние крупного российского бизнеса на украинскую экономику снижается: ЛУКОЙЛ, ТНК, “Тат-нефть”, “Альфа-групп”, “Базовый Элемент” и многие другие, еще 8—10 лет назад диктовавшие правила игры в нашей стране, постепенно сдают свои позиции на отечественном рынке. Единственная крупная покупка россиян в Украине в минувшем году — “Лугансктепловоз”, в ходе приватизации доставшийся миллардеру из соседнего государства Искандеру Махмудову.

Не увенчались успехом две широко разрекламированные сделки между украинскими и российскими олигархами: слияние “Индустриального союза Донбасса” с холдингом “Газметалл” Али-шера Усманова, а также объединение трубных активов Виктора Пинчука (корпорация “Интерпайп”) и российской “Трубной металлургической компании”, подконтрольной Дмитрию Пумпянскому.

Но говорить о грядущем исходе россиян из нашей страны было бы весьма опрометчиво. Напротив, начавшийся 2008-й год вполне может стать периодом ренессанса российского бизнеса в Украине. Правда, с одной оговоркой: грядущую экспансию россиян возглавят не сырьевые ФПГ (вроде “Север-стали”, “Газметалла” или ЛУКОЙЛа, зарабатывающие на нефти, металле и добыче полезных ископаемых), а бизнес-группы, инвестирующие в потребительский сектор и инфраструктурные проекты.

Помощь зала

Как утверждают независимые эксперты, причины последних неудач больших российских ФПГ на украинском рынке кроются в их стратегии. Стандартная схема работы “сырьевой” российской группы на иностранном рынке — тесное сотрудничество с истеблишментом. За счет близости к высокопоставленным украинским чиновникам россияне в середине 1990-х смогли получить львиную долю своих нынешних активов в Украине, начиная с нефтеперерабатывающих заводов, заканчивая телекоммуникационными компаниями.

Однако ныне украинская власть перестала столь остро нуждаться как в политической, так и в финансовой поддержке со стороны соседнего государства.

К тому же россиянам, интересующимся украинскими промышленными активами, нечего предложить взамен украинскому бизнесу, кроме денег, которых пока достаточно и у отечественных олигархов. Иные преимущества россиян (например, знание западных технологий и стандартов ведения бизнеса) украинцы могут перенять и самостоятельно. Достаточно переманить специалистов, искушенных в нюансах международного бизнеса и располагающих связями как с российскими, так и западными финансистами. Чем, кстати, активно занимаются ведущие украинские бизнес-группы: среди топ-менеджмента System Capital Management и “Интерпайпа” немало бывших сотрудников крупных российских компаний.

В добавок ФПГ северного соседа, претендовавшие на украинские заводы, как правило, вступали в прямую конкуренцию с отечественными бизнес-группами. Итог таких противостояний очевиден: конкурировать с отечественными ФПГ на их поле под силу разве что транснациональным корпорациям уровня Mittal Steel.

Новый прорыв

Однако за последние три года в России наряду с привычными сырьевыми гигантами сформировалась полноценная “новая экономика”. Две трети бизнесменов из золотой сотни богатейших россиян, публикуемой Forbes, сколотили состояние в потребительском, банковском и строительном секторах. А такие собственники, в отличие от нефтяников и металлургов, вовсе не нуждаются в постоянной политической поддержке своего правительства и куда активнее используют тактику “точечного лоббизма” на местах.

Это касается компаний, специализирующихся на инфраструктурных проектах, в первую очередь строительных, где у российских групп, в отличие от отечественных, существует опыт реализации множества проектов. Другое перспективное направление — ритейл, в котором у россиян (“Эльдорадо”, “Евросеть” и др.) в Украине уже достаточно прочные позиции. Вполне возможно, что российские бизнес-группы попытают счастья в пищепроме и аграрном секторе.

Правда, есть один немаловажный нюанс. Немалую роль в неудачах россиян в Украине играют и причины психологического толка. Российские бизнесмены, особенно крупные, даже в процессе переговоров о возможных союзах с украинцами, явно либо негласно желают играть первую скрипку в будущих альянсах. Такие условия не вызывают энтузиазма у отечественного бизнеса, который достаточно молод, чтобы самоустраняться от управления. Преуспеть в Украине собственники (как впрочем, и менеджеры) российских компаний могут лишь одним путем: избавившись от комплекса старшего брата.