Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dryrryfhf210907.html?print

Брюссель ставит “Газпром” в жесткие рамки

Экономические известия, №163, 21 сентября 2007. Опубликовано 10:33 21 сентября 2007 года
Еврокомиссия стремится не только запретить России приобретать в ЕC газопроводы и активы энергетической инфраструктуры, но и вынудить отказаться от контроля над теми объектами, которые уже находятся в российской собственности.

В этом суть проекта основных принципов новой энергетической политики Евросоюза. “Газпром” в них не упоминается, но эксперты считают, что Брюссель с помощью своих инициатив хочет, прежде всего, сдержать экспансию российской монополии.

Еврокомиссия приняла решение о реформировании энергетической отрасли ЕС, утвердив пакет соответствующих законопроектов, направленных на стимулирование конкуренции на энергорынке. Поддержка их со стороны всех членов Евросоюза заставит российский “Газпром” реорганизовывать бизнес в регионе. Со своими распределительными сетями должны будут попрощаться и европейские корпорации вроде E.Оn, Gaz de France и Electricite de France.

Внимание ЕК к энергетическому сектору было привлечено зимой 2006 г., когда “Газпром” во время своего спора с Украиной о цене газа снизил давление в трубопроводе. Безопасность газовых поставок в Европу внезапно стала очень актуальным вопросом, а еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс превратился в самого популярного человека ЕС, хотя раньше энергетическое ведомство ЕК не испытывало столь пристального внимания со стороны общественности.

В среду господин Пиебалгс озвучил предложения ЕК по улучшению конкуренции на энергорынке. Среди них — предложение энергокомпаниям выделить из своего состава в отдельные объединения активы по транспортировке и распределению энергоресурсов, в частности, линии электропередач, газопроводы, электросети. “Это будет способствовать росту эффективности энергетической отрасли и гарантировать лучшие условия для потребителей энергии. Система доминирования на энергетическом рынке ЕС вертикально интегрированных компаний... препятствует вхождению на рынок новых игроков и способствует монополизации энергетического рынка”, — сказал господин Пиебалгс.

Правила по разделению энергетических монополий должны поддержать все страны ЕС. В таком случае, признает глава ЕК Жозе Мануэль Баррозу, “Газпром” столкнется с жесткими ограничениями, если решит приобрести энергетические активы в странах Евросоюза”. В российской газовой монополии утверждают, что готовы к диалогу с ЕС по мерам обеспечения надежности поставок газа в Европу.

Впрочем, еще до официальной оценки “Газпромом” предложений ЕК по либерализации энергорынка западные эксперты пришли к выводу, что такие меры весьма рискованны с точки зрения надежности поставок. В частности, Cambridge Energy Research Associates (CERA) предостерегает, что инициативы ЕК могут помешать созданию новых газопроводов из-за дефицита инвестиций. “Дальнейшая либерализация может лишь усугубить ситуацию с доминированием России на европейском рынке, отдав еще больше власти в руки немногочисленных внешних поставщиков газа”, — говорится в исследовании CERA. В качестве примера там приводится Великобритания, где после либерализации, которая привела к фрагментированию британского газового рынка, Норвегия легко смогла завоевать на нем господствующие позиции.

Поэтому проблема европейского энергорынка, очевидно, кроется не в “Газпроме”. Роберт Шетлер-Джонс, управляющий директор компании Group DF, в которой украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ объединяет свои активы, опубликовал в британском парламентском вестнике Parliamentary Brief статью, в которой высказал мнение, что структурные проблемы европейского газового рынка “делают Европу уязвимой в вопросах газовых поставок, создают напряженности политического и геополитического свойства”.

Здесь, отмечает топ-менеджер, существуют два ключевых момента. “Во-первых, это недостаточная развитость существующих газовых сетей, доставляющих природный газ с востока на запад. И это ограничивает возможности рынка и в его конкурентности, и в насыщенности. Во-вторых, очень ограниченная емкость подземных хранилищ по всей Европе, и особенно в ЕС, крайне сужает коммерческие и стратегические возможности в случае перебоев с поставками, — цитирует слова господина Шетлера-Джонса официальный сайт Group DF. — Решение этих двух проблем требует не только крупных капиталовложений, но и долгосрочного стратегического видения партнерства между государственными и коммерческими секторами, их взаимного доверия и взаимопонимания, прозрачности интересов”. В таком случае, полагает господин Шетлер-Джонс, будет обеспечена “стабильность и надежность поставок газа, разнообразие продающих его стран и создание конкурентной среды, которая станет гарантом справедливых цен для потребителей”.

Светлана ДОЛИНЧУК