Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/drtyghfghf210308.html?print

Кабинет канистры

Коммерсант-Украина, №49, 21 марта 2008. Опубликовано 09:18 21 марта 2008 года
Государство перешло к репрессивным мерам по регулированию рынка нефтепродуктов.

Вчера Генпрокуратура обратилась в Антимонопольный комитет и Госинспекцию по контролю за ценами с требованием проверить законность повышения цен на топливо. Участники рынка заявляют, что в этих условиях им проще будет временно отказаться от продажи топлива. Эксперты прогнозируют, что это приведет к дефициту нефтепродуктов и ухудшению отношений с международными финансовыми организациями.

Емкость украинского рынка нефтепродуктов оценивается в 3 млрд долл в розничных ценах. Украина потребляет до 16 млн т нефтепродуктов в год. В стране работают шесть нефтеперерабатывающих заводов: Лисичанский (контролируется ТНК-ВР), Кременчугский (”Укртатнафта”), Одесский (ЛУКОЙЛ), Херсонский (”Альянс”), Надворнянский (группа “Приват”) и Дрогобычский (принадлежит народному депутату Игорю Еремееву).

Вчера пресс-служба Генпрокуратуры распространила заявление о том, что ведомство потребовало от Антимонопольного комитета (АМКУ) и Государственной инспекции по контролю за ценами проверить законность повышения стоимости бензина и дизельного топлива. В случае установления таких фактов Генпрокуратура просит передавать ей необходимые материалы. Ранее премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что АМКУ и Генпрокуратура должны провести расследование причин роста цен на топливо. “В некоторых областях частные структуры массово закрывают АЗС и абсолютно беспрецедентно ведут себя с ценами. Я считаю, в этой ситуации АМКУ и Генеральная прокуратура обязаны реагировать”, — заявила госпожа Тимошенко.

В Антимонопольном комитете утверждают, что расследование уже ведется. “Еще до поручения премьер-министра АМКУ начал плотно заниматься этим вопросом в ряде регионов. На сегодня нами заведено 18 дел, в которых фигурируют 40 субъектов. Кроме того, мы собираем информацию от крупных нефтетрейдеров, и у нас есть вопросы к 'Укрнафте', которая прекратила свободную торговлю бензином”, — заявил пресс-секретарь ведомства Богдан Якимюк.

В этом году топливо начало дорожать в конце февраля — после того как “Укрнафта”, владеющая самой крупной сетью АЗС в Украине, прекратила продажу горючего. 22 февраля цена на бензин Аи-95 составила 5,2 грн/л, Аи-92 — 4,9 грн/л, А-76 — 4,7 грн/л, дизтопливо — 4,9 грн/л. По состоянию на 20 марта стоимость Аи-95 выросла до 5,85 грн/л, Аи-92 — 5,5 грн/л, А-76 — 5,2 грн/л, дизтоплива — 5,7 грн/л.

Участники рынка заявляют, что рассматривают возможность временной приостановки продажи горючего на своих АЗС. “Если проверки будут такими же, как и в прошлое премьерство Юлии Тимошенко, в 2005 году, то есть жесткими и безапелляционными, мы лучше вообще воздержимся от продажи топлива”, — заявил гендиректор “Галич-петроля” (сеть АЗС во Львовской и Ивано-Франковской областях) Богдан Радько. Гендиректор “Донецкойлсервиса” Виктор Мартиросян сказал, что стоимость топлива в случае проверок только вырастет: “Продавать горючее будут из-под полы по 8 грн, как это уже было”.

По мнению аналитика ИК Dragon Capital Виталия Ваврищука, госрегулирование ухудшит отношения правительства с международными финансовыми организациями. “Это абсолютно ошибочный шаг, особенно в свете недавнего вступления Украины в ВТО. Эти действия повторяют ситуацию 2005 года. Международные эксперты тогда критиковали Юлию Тимошенко за бензиновый кризис, однако потом заявили, что она сделала выводы из произошедшего”, — соглашается управляющий директор консалтинговой компании CCG Валентин Зеленюк.

Олег ГАВРИШ

Антон СЕМИЖЕНКО

Юрий ПАНЧЕНКО