Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dmvjvhvhgv040208.html?print

Европа шантажирует Сергея Таруту

Дело, №16, 4 февраля 2008. Опубликовано 10:39 04 февраля 2008 года
Еврочиновники грозят применить санкции к украинской корпорации “ИСД”.

Еврокомиссия требует от “Индустриального союза Донбасса”, подконтрольного бизнесмену Сергею Таруте, выплатить 750 миллионов злотых (307 миллионов долларов). По данным еврочиновников, эти средства в 2004 году правительство Польши предоставило Гданьскому судостроительному заводу в виде помощи. Впоследствии (в прошлом году) это предприятие было куплено “ИСД”, и сейчас власти Евросоюза требуют, чтобы новый собственник вернул помощь. В случае отказа от украинцев требуют сократить мощности верфи более чем в два раза.

Руководство “ИСД” шокировано таким ультиматумом и утверждает, что не знало о каких-либо обязательствах во время покупки предприятия. Пресс-секретарь дочерней компании ISD Polska Яцек Ленски поспешил сообщить, что собственники не исключают, что им придется расторгнуть сделку о покупке верфи.

Представители Еврокомиссии настаивают на том, что они обязаны гарантировать равные условия для всех верфей Европейского Союза.

“Мы считаем, что государственные субсидии, предоставленные промышленности (что в принципе запрещено в Евросоюзе), мешают конкуренции, несправедливо предоставляя преимущества отдельным производителям. Комиссия проводит расследование с тех пор, как в 2004 году польское правительство предоставило помощь Гданьской верфи”, — объяснил ситуацию Люис Мануэль, глава торговой и экономической делегации Еврокомиссии в Украине и Беларуси. По его словам, тем верфям в странах ЕС, которые в прошлом получили государственную помощь, пришлось значительно сократить свои мощности. “Европейская комиссия надеется, что такое же решение также будет найдено относительно Гданьской верфи”, — сказал комиссар.

Сокращение мощностей для Гданьской судоверфи “ИСД” означает срыв планов по строительству судов. “Мы были готовы вернуть средства за ранее предоставленную заводу помощь. Но, по нашим расчетам, она со-ставляла около 17 миллионов евро”, — уточняет пресс-секретарь ISD Polska Яцек Ленски.

По мнению аналитика компании Dragon Capital Ивана Харчука, польские судопроизводители очень крупные, и у них хорошие перспективы. С учетом того, что “ИСД” будет поставлять сталь со своего завода Hutа Czestochowa на предприятие, его позиции существенно укрепляются. “Они могут составить конкуренцию и корейским, и европейским судопроизводителям. Скорее всего, судостроительные европейские ассоциации могут оказывать давление на “ИСД” с целью увеличить себестоимость производства Гданьской судоверфи или снизить объемы производства”, — объясняет Харчук.

Сергей Алексеенко, вице-президент компании “Ренессанс Капитал”, говорит, что в своих решениях Еврокомиссия может исходить из интересов конкретных предприятий. “Как и в любом бюрократическом аппарате, не всегда их решения прозрачны. Я не исключаю, что это решение является результатом лоббирования какой-то группы”, — заключает Алексеенко.

В свою очередь, управляющий партнер юридической компании “Линия права” Евгений Гусев не исключает возникновения судебного спора в этом конфликте.

“Как правило, в договоре купли-продажи акций предприятия предусматривается, что покупатель не от-вечает по скрытым обязательствам, которые проявились после приобретения предприятия”, — отмечает юрист. Поэтому, по его мнению, в данном споре у покупателя (“ИСД”) будут очень сильные правовые позиции.