Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dkone120607.html?print

Конец игры “втемную”

Кіевскій телеграфь, 8 - 14 июня 2007. Опубликовано 11:21 12 июня 2007 года
Очередной конкурс по продаже 1% акций “Укртелекома” снова перенесен, но, несмотря на это, у Фонда госимущества уже меньше сомнений в успехе данного мероприятия.

Напомним, что предыдущие конкурсы срывались в значительной степени из-за того, что некое общество инвалидов добилось в суде временной приостановки продажи акций телекоммуникационного гиганта. По той же причине был фактически сорван план приватизации прошлого года. Впрочем, судебные игры, кажется, закончены. Депутаты приняли законопроект, который обязывает сторону, обратившуюся в суд с ходатайством о запрете на проведение приватизационных конкурсов, вносить залог в размере начальной стоимости продаваемого объекта…

За принятие в целом законопроекта №3605 “О внесении изменений в Закон “О приватизации госимущества”, предложенного социалистами Иваном Бокием и Василием Богачуком, проголосовало рекордное количество депутатов — 242.

Согласно внесенным изменениям, статья 30 вышеупомянутого закона дополнена новыми тезисами. Они гласят, что заявления, жалобы, иски относительно правомерности принятия органами приватизации решений о продаже государственного имущества могут приниматься судами не позже 10 дней до даты проведения продажи.

Сторона, которая предоставляет ходатайство об обеспечении иска путем запрещения совершать действия с государственным имуществом или корпоративными правами государства, должна одновременно с ходатайством подать справку о зачислении на счет органа приватизации гарантийного платежа (залога) в размере 100% начальной стоимости объекта приватизации. Имеется в виду тот объект, в отношении которого заявляется требование о запрещении приватизации. При отсутствии документа о зачислении средств ходатайство об обеспечении иска судами не рассматривается.

При удовлетворении судом исковых требований орган приватизации возвращает гарантийный платеж (залог) в размере 100% начальной стоимости объекта приватизации истцом. В случае частичного отказа судом истцу в удовлетворении исковых требований орган приватизации перечисляет в Государственный бюджет Украины 10% залога. Если суд полностью отказывает истцу в удовлетворении исковых требований, то орган приватизации перечисляет в Государственный бюджет Украины 50% залога.

Стоит напомнить, что, по словам председателя ФГИ Валентины Семенюк, Фонд оказался в ситуации невыполнения бюджетного плана поступлений средств от приватизации в 2006 году из-за отмены либо приостановки конкурсов по продаже ряда крупных предприятий.

По ее словам, основными причинами срыва приватизационного плана прошлого года являются отмена продажи КГОКОР, приостановка конкурса по продаже 76% “Лугансктепловоза” из-за судебных решений (в том числе и по иску “Укрзалізниці”), отмена конкурса по продаже 38,14% акций “Комсомольского рудоуправления”.

В нынешнем году повторилось то же самое. 21 мая в обеспечение иска, поданного малоизвестным предприятием “Дотрин-2002”, Хозяйственный суд Киева запретил проводить 22 мая аукционные торги по продаже 1% акций “Укртелекома” на Украинской фондовой бирже и 8 июня — на ПФТС. Примечательно, что это самое никому не известное предприятие является хозяйствующим субъектом… Хмельницкого областного общества Всеукраинской организации инвалидов “Союз организации инвалидов Украины”. Не правда ли, интересная картина получается: конкурс по продаже акций одного из самых ценных приватизационных объектов в Украине срывается из-за иска некого малого предприятия провинциального общества инвалидов.

Авторы закона, в частности Василий Богачук, не скрывают, что их целью является прекратить подобные игры, ставящие палки в колеса Фонду госимущества. В самом Фонде идею залога также восприняли с воодушевлением, высказав мнение, что появление такой нормы позволит избежать исков, направленных на срыв конкурсов.

По мнению аналитиков, залог, введенный для партий и блоков на парламентских выборах, позволил отсеять совсем безденежных маргиналов и уменьшить количество претендентов на мандаты. В данном случае такая норма выведет из игры подставные фирмы, на которые реальные заказчики срыва приватизации оформляли судебные иски. Теперь инициаторам судебных кампаний придется либо искать платежеспособную фирму, способную легально показать в качестве залога колоссальную сумму, в которую оценен объект приватизации, либо идти в бой самим, с поднятым “забралом”.

Артем БОБРОВ