Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dkabmin030206.html?print

Кабмин помиловал Кипр

Комментарии, №4 (17). Опубликовано 16:20 03 февраля 2006 года
Первого февраля правительство вновь пересмотрело свой перечент офшоров, исключив из него Кипр.

Теперь кипрские деньги будут не столь усиленно мониторить, а налоговые обязательства украинских компаний, имеющих бизнес-интересы в этой стране, существенно снизятся. Критиканы тут же заговорили о тайной подоплеке такого решения — упрощении завода денег в страну перед выборами и ожидаемым началом большой приватизации. Однако правительственные чиновники проигнорировали эти обвинения — у Кабмина есть “железный” аргумент против присутствия Кипра в черном списке.

Последние несколько лет Кипр действительно вовсю старался избавиться от имиджа махрового офшора. Начав процедуру вступления в ЕС, эта страна в 2003 году ужесточила условия работы в налоговом раю. В частности, ставка налога на прибыль для офшорных компаний увеличилась с 4,25 до 1% (правда, компании, зарегистрированные в стране до 2002 года, имели право платить налоги по старым правилам вплоть до 2005 года). Вдобавок ко всему, киприоты существенно повысили прозрачность их работы. Именно на это обстоятельство ссылаются в Минэкономики, поясняя недавнее решение правительства об исключении Кипра из “черного” списка офшоров, и прозрачно намекают на якобы имевшееся пожелание со стороны ЕС.

Впрочем, наличие той или иной страны в офшорном перечне вряд ли можно связывать с некими внешними факторами. Скажем, тот же Кипр периодически то вносился, то исключался из него (согласно Закону “О налогообложении прибыли предприятий”, Кабмину предоставлено право определять перечень офшорных зон. В отношении средств, поступающих из этих стран, действует усиленный режим мониторинга финразведкой, а также применяются особые правила налогообложения при закупке там товаров или услуг). Что примечательно, эта страна отсутствовала в перечне в течение полутора месяцев перед парламентскими выборами 2002 года и в период премьерства Виктора Януковича. А потому у наблюдателей даже не возникло сомнений в том, что и в этот раз офшорный список был пересмотрен неспроста. Более того, для этого у правительства есть две весьма серьезные причины. Во-первых, все те же парламентские выборы, под которые в страну начинают активно заводиться средства, и их пристальный мониторинг участникам предвыборной гонки вовсе ни к чему. Во-вторых, уже через несколько недель в стране может вновь оживиться большая приватизация. Во всяком случае, на прошлой неделе премьер Юрий Ехануров во всеуслышание пообещал сформировать списки государственных компаний, готовящихся к продаже в первой половине февраля. О том, что в них появятся весьма лакомые кусочки, сомневаться не приходится — премьер не преминул сообщить, что к приватизации обязательно будут предложены акции ОАО “Укртелеком”.

Аналитики не сомневаются, что основные средства под покупку приватизируемых предприятий будут заводиться именно из Кипра. Знают это и в налоговой. В свое время, задавшись целью установить реальных собственников крупных предприятий, ГНАУ печально констатировала, что порядка четырехсот кипрских компаний владеют украинскими промышленными гигантами (в основном речь шла об облэнерго, металлургических и горнообогатительных комбинатах). По объему инвестиций в Украину Кипр прочно занимал первое место. По данным Госкомстата, с 1991 года по 1 октября прошлого года кипрские инвестиции составили 1,46 млрд. долларов или 15,3% общего объема. Даже когда правительство официально признавало его налоговой гаванью, объем вложений не опускался ниже 10-процентной отметки от общей суммы привлеченных средств.

Вероятно, потенциальным покупателям и в дальнейшем не составило бы особого труда завести деньги под покупку госкомпании из находящегося в “черном” списке офшоров Кипра, если бы не одно обстоятельство. В условиях предстоящих конкурсов вполне может появиться условие, исключающее возможность участия в них фирм из налоговых гаваней. Стоит вспомнить, что аналогичное требование “неофшорности” было предъявлено к участникам конкурса по продаже “Криворожстали”.

Теперь же помимо ослабления мониторинга средств, заводимых из Кипра, бизнес-структуры, работающие с тамошними компаниями, получат еще и налоговое послабление. Прежде всего подешевеет отправка денег в эту страну (читай, вывод капиталов) — затраты налогоплательщиков на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых в офшорных зонах, включаются в состав валовых затрат с коэффициентом 0,85.

Елена ПРОВОДОВА