Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dioll221208.html?print

На автопродавцов совершают наезд

Коммерсант-Украина, №232, 22 декабря 2008. Опубликовано 07:50 22 декабря 2008 года
В правительстве намерены увеличить налоговое давление на продавцов автомобилей.

Законопроектом, поданным в четверг в парламент премьер-министром Юлией Тимошенко, предлагается с 1 декабря следующего года повысить ставку акцизного сбора на новые автомобили в 2,5-10 раз, в зависимости от объема двигателя. Участники авторынка говорят, что ранее предлагалось повысить ставки с начала 2009 года. Однако и в случае переноса сроков инициатива Кабмина, по их мнению, усугубит кризис в отрасли — пик падения автопродаж ожидается лишь в 2010 году.

Кабинет министров предлагает повысить акцизный сбор на новые автомобили в 2,5-10 раз, в зависимости от объема двигателя, говорится в зарегистрированном в четверг в Верховной раде законопроекте #3504. В частности, для автомобилей с бензиновым двигателем объемом от 1 л до 1,5 л ставка акцизного сбора повышается с 0,02 евро до 0,05 евро за 1 куб. см, 1,5-2,2 л — с 0,03 евро до 0,15 евро, а при объемах двигателя от 2,2 л до 3 л — с 0,06 евро до 0,6 евро за 1 куб. см. Таким образом, акцизный сбор, например, на автомобиль Mitsubishi Lancer с бензиновым двигателем объемом 1,6 л повысится с 48 евро до 240 евро. Если закон будет принят, он вступит в силу с 1 декабря 2009 года.

Главная цель повышения ставок — увеличить поступления в бюджет, которые будут направлены на строительство и ремонт автодорог. В пояснительной записке к документу отмечается, что в случае принятия нормы выплаты в бюджет увеличатся почти на 3 млрд грн в год. Ранее правительство уже предлагало изменить ставки акцизного сбора: тогда это предполагалось сделать, привязав их к стоимости автомобиля.

Участники рынка удивлены тем, что ставки предлагается повысить лишь со следующего декабря. “На недавних обсуждениях Минфин предлагал поднять ставки с начала 2009 года. К чему привязана новая дата, я не знаю”, — сказал гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. А почетный президент корпорации АИС Дмитрий Святаш вообще считает, что заявленная дата — техническая ошибка. Получить комментарий Минфина, где разрабатывался законопроект, вчера не удалось — заместитель министра финансов Денис Фудашкин от комментариев отказался.

Впрочем, независимо от времени вступления новой нормы в действие против нее выступают как производители, так и импортеры автомобилей. “Продажи на авторынке стремительно падают. Повышение налогов на потребление ухудшит положение”, — считает пресс-секретарь корпорации “Богдан” Сергей Красуля. По мнению генерального менеджера по продажам компании “Тойота Украина” Романа Кузьмина, ситуация на авторынке не улучшится даже к концу следующего года. “Продажи достигнут дна в 2010 году, и лишь в 2011 году, возможно, будет заметен их рост”, — считает он. “Как только повысится транспортный сбор, автомобили начнут массово ввозить по 'серым' схемам, — уверен Олег Назаренко. — Не исключено, что таким образом продавцы смогут сохранить нынешние цены, а бюджет в итоге недополучит средства”.

Между тем Дмитрий Святаш уверен, что законопроект не будет принят: “Сначала его раскритикуют члены профильного комитета (по вопросам налоговой и таможенной политики), а потом и все депутаты”. Глава комитета Сергей Терехин заявил Ъ, что не поддержит документ: “Его содержание доказывает, что Минфин не разбирается в ситуации”.

Антон СЕМИЖЕНКО