Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/ddzh110505.html?print

Кризис в пользу монополий и госбюджета

Деловой журнал, №5 (21). Опубликовано 10:15 11 мая 2005 года
Рост цен на продукцию и услуги монополий в связке с правительственными нововведениями, по мнению экспертов и участников рынка, способен поставить базовые отрасли экономики на грань системного кризиса.

С конца февраля и по настоящее время правительство Юлии Тимошенко приняло ряд решений, которые существенно изменили исходные макроэкономические параметры деятельности базовых отраслей экономики. Первое из них, которое отрицательно скажется на работе производителей железорудного сырья (ЖРС), — заложенное в новой редакции госбюджета повышение нормативной платы за использование недр при добыче полезных ископаемых. Такая плата за добычу железной руды для последующего обогащения повысилась с 0,7 грн. до 1 грн. за тонну, а за добычу “богатой” руды (содержит более 53% железа в своей массе) — с 2,5 грн до 4 грн.

Казна надеется получить в 2005 году дополнительно 51,1 млн. грн. Разумеется, повышение тарифов будет отражено в цене на металлургическую продукцию. А это, в свою очередь, повлечет за собой пропорциональное увеличение себестоимости.

Виктор Соколов, заместитель председателя правления Криворожского железорудного комбината, уже сообщил, что такие действия правительства приведут к изменениям в ценовой политике комбината.

Второе звено в логической цепочке правительственных решений — одобрение инициированного Минтрансом повышения тарифов на железнодорожные грузоперевозки с 1 апреля в среднем на 50%. “Укрзализныця” решила, что ее деятельность убыточна. Поэтому затыкать бреши в своем бюджете должны самые рентабельные отрасли, то есть горно-металлургический комплекс, в том числе и предприятия-монополисты ЖРС.

В самом деле, почему бы и нет? Ведь общий объем ежегодных грузоперевозок обеспечивает “Укрзализныце” 10 млрд. грн. При этом 53% этой суммы приходится как раз на ГМК и смежные отрасли. Поэтому “вполне естественно” заставить раскошелиться главного потребителя, который в последнее время не бедствует.

Между тем, согласно подсчетам ПХО “Металлургпром”, потери ГМК и смежных отраслей от данного нововведения составят около 1 млрд. грн. И, как прогнозируют экономисты Международного центра перспективных исследований, резкое повышение тарифов “Укрзализныцей” ускорит рост цен на металлопродукцию в 2005 году как минимум на 3-6%.

Комментируя данный шаг властей, Сергей Тарута, председатель совета директоров корпорации “Индустриальный союз Донбасса” (ИСД), отметил, что об увеличении стоимости на свою продукцию активно заговорили и другие естественные монополисты. Он предположил, что следует ожидать роста цен на электроэнергию и природный газ.

Вполне очевидно — повысившиеся затраты металлургов на сырье и пока только на транспортировку будут переложены на плечи потребителя, то есть на отечественное машиностроение. А оно, имея очень тощий кошелек, могло покупать металлопродукцию только по ценам, “адаптированным” к особенностям внутреннего рынка.

Редакционный материал