Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dds5180505.html?print

Олигархам залезли в карманы

Деловая столица, №20 (210). Опубликовано 09:00 19 мая 2005 года
На прошлой неделе Кабмин уравнял скидки для частных перевозчиков на железной дороге. Минтранс, инициировавшее такое нововведение, уверено, что благодаря этому государство получит до конца года более 200 млн. грн. дополнительных доходов.

11 мая КМУ отменил дополнение к своему распоряжению №455-р 13 июля 2004 года, которое предусматривало введение дифференцированных скидок для нескольких категорий перевозчиков. Министр транспорта Евегений Червоненко убежден, что, используя упомянутые нормы, частные компании наносили убыток государству. Так, по его мнению, украинские железные дороги во втором полугодии 2004 года потерпели убытки на сумму более 100 млн. грн. и продолжали терять почти по 800 тыс. доходов ежедневно. “Эти средства в основном получали коммерческие структуры (“Укртранслизинг”, “Лемтранс”, “Трансфорвардинг” и др.), которые находятся в сфере влияния бывшего премьера Виктора Януковича и семьи покойного министра транспорта Георгия Кирпы”, — говорится в сообщении Минтранса. “Отменены преференции и льготы, которые вынуждали всех владельцев грузов обращаться к этим привилегированным перевозчикам”, — сказал по данному поводу г-н Червоненко.

До отмены вышеуказанного распоряжения максимальные скидки — 40-50% от базового тарифа — получали только те перевозчики, которые владели парком собственных вагонов от 10 тыс. единиц подвижного состава (первая категория). Этим условиям в Украине соответствовали только два оператора — “Лемтранс” и “Укртранслизинг” (15 и 13 тыс. единиц соответственно). Стоит отметить, что при таких условиях ведения бизнеса они могли предлагать клиентам гораздо более интересные тарифы на перевозки. Так, операторы самой низкой категории получили дисконт по тарифам лишь 20-25%, в то время как до появления скандального распоряжения №455-р все участники рынка, независимо от величины парка, были в равных условиях. Дифференциация же привела к тому, что мелкие перевозчики начали передавать свои вагоны “Лемтрансу” и аффилированному с ним “Укртранслизингу”, не будучи в состоянии с ними конкурировать.

Комментируя отмену дифференциации, председатель правления ЗАО “Укртрансфорвардинг” Анатолий Ковальчук заявил, что приветствует отмену новым правительством дискриминирующей компанию нормы. “Укртрансфорвардинг” имеет в собственности лишь 1 тыс. нефтеналивных цистерн и ранее относился к операторам второй категории. Отмененное распоряжение №455-р уменьшило для компании скидку по наливу светлых нефтепродуктов с 40 до 27%, что негативно отразилось на доходности оператора. “Все на этом рынке должны быть равны”, — сказал г-н Ковальчук, поддержав инициативу Кабмина предоставлять всем операторам, независимо от количества подвижного состава, скидку в 30% от базового тарифа. Такой уровень дисконта даст компании возможность увеличивать собственный парк цистерн.

В отличие от “Укртрансфорвардинга”, от нововведения довольно много теряет ведущий оператор Донецкой железной дороги “Лемтранс”, пока отказавшийся комментировать нововведение. Еще на прошлой неделе эта компания получала 50%-ный дисконт на перевозки металлургических грузов. Новое руководство Минтранса уже давно нарекало не только на беспрецедентно низкие тарифы, которыми пользовался “Лемтранс”, но и на те пути, которыми компания получала подвижной состав. Не так давно Генпрокуратура оспорила в Хозяйственном суде Киева передачу Фондом госимущества “Лемтрансу” 3 тыс. 789 железнодорожных хопперов-окатышевозов на 313 млн. грн. Но на прошлой неделе суд эту претензию не удовлетворил. Таким образом, борьба государства за ослабление донецких операторов на рынке железнодорожных перевозок продолжается — как обычно, с переменным успехом.

Кирилл ХОРОШИЛОВ